В случае смерти частного предпринимателя (FIE) его наследник обязан взять на себя все делопроизводство, связанное с работой, а также долги и другие обязательства, о которых родственники могут и не подозревать.
Смерть частного предпринимателя осложнит жизнь его близким
«Физическое лицо-предприниматель обычно не может себе позволить отпуск, особенно сейчас, когда кризис подстегивает, вот и случается, что однажды он устает», - говорит консультант по налогам Хельга Китсинг.
По ее словам, в последнее время несчастные вдовы все чаще приходят к ней со своими жалобами. Иногда приходит несколько человек в день. Среди них - супруги водителей-дальнобойщиков и предпринимателей из других областей.
«Человек приходит ко мне с дрожащими руками, в полном неведении по поводу будущего, и у меня нет для него черно-белого плана, так как все ситуации разные», - сказала Китсинг.
Когда частный предприниматель отойдет в мир иной, его наследник должен подать декларации на основании данных бухгалтерии, заплатить налоги и совершить все остальные необходимые действия. Наследник может продолжить дело или закрыть его. В последнем случае все активы FIE надо взять в личное пользование, заполнить форму Е и уплатить с имущества подоходный и социальный налог.
Обычно супруга, не говоря уже о детях, мало интересуется работой FIE при жизни. Иногда люди много берут в долг. Для ухода от оплаты долгов надо составить инвентуру наследства, так как в этом случае наследник отвечает за долги только в объеме наследуемого имущества, а его личного имущества и доходов долги не коснутся. Этого люди часто не знают и поэтому могут получить на свою голову тяжкое бремя долгов.
Эксперт по вопросам налогообложения Олави Кярсна сказал, что проблемы с наследованием имущества предпринимателей появляются на повестке дня именно сейчас. Бизнесмены, начавшие работу в конце рублевой эпохи и на заре эстонской кроны, дожили до возраста, когда перенапряжение дает о себе знать.
«Если не быть в курсе денежных дел своего супруга, то невозможно знать, какие обязательства он на себя взял. Кроме кредитов и лизингов он мог стать поручителем чужого кредита», - сказал Кярсна.
Кярсна ожидает от нотариусов, к которым обращаются для начала разбирательства о наследстве, ясной информации о пользе инвентуры наследства. Вероятно, что на первый взгляд наследники не хотят ее проводить, так как она стоит денег. По оценке Кярсна, в Эстонии еще нет четкого понимания того, что может принести принятие наследства.