Меэлис Атонен: Я никакого подъема не предсказываю

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Меэлис Атонен утверждает, то, что мы до сих пор наблюдали в экономике Эстонии, только начало неприятных новостей.
Меэлис Атонен утверждает, то, что мы до сих пор наблюдали в экономике Эстонии, только начало неприятных новостей. Фото: Михкель Марипу

Экс-министр экономики Эстонии Меэлис Атонен считает, что до того, как наша экономика оправится, нам придется перенести мощное потрясение.



В последнее время все говорят, что кризис скоро закончится. У вас, наверное, иная точка зрения?


Мне кажется, что проблемы все нарастают, причем в основном по не зависящим от Эстонии причинам. Нет того мотора, который бы заставил определенные регионы крутиться. У многих нет ни работы, ни надежды ее найти. Рекомендовать в таких условиях для оживления экономики покупать товары и истратить все деньги было бы безответственно.



Невозможно, чтобы Эстония была цветущим оазисом, а вокруг все прозябают в нищете. Финны надеялись, что у них все в порядке, пока в прошлом году не получили болезненный урок. Теперь у них осталось только то преимущество, что они богаче и сумеют дольше продержаться. У жителей Эстонии не было возможности накопить особые запасы. Речь идет о серьезном кризисе, а не каком-то небольшом спаде.



До того, как наша экономика оправится, нам придется перенести мощное потрясение.


То, что мы пережили до сих пор, — это только начало неприятных новостей. Это не вторая волна кризиса, как думают некоторые, поскольку конца первой волны еще не видно и кризис углубится еще больше. Все всем очень много должны.



Кредиты взяты краткосрочные, а обязательства на самом деле очень продолжительные. Некоторое время удавалось рефинансировать займы, но кредиты становятся все дороже. Через какое-то время предприятия просто не устоят. Так что на ближайшие три-четыре года я никакого подъема не предсказываю, скорее будет продолжительное прозябание. Насколько плохо может стать, я даже не хочу думать.



Вы один из основателей Партии реформ. Как вы считаете, ваша партия действовала во время кризиса достаточно эффективно?


Да, без сомнения, Эстония была одной из лучших по реакции на кризис, что спасло нас от наихудшего. Я не представляю себе, что было бы, если у нас было бы сто миллиардов госдолга. Тогда бы мы вообще не смогли выполнить свои обязательства перед гражданами.



Но если Юрген Лиги, который, без сомнения, хороший министр финансов, считает, что кризис закончился, то я думаю, что он ошибается. В контексте этого года уж точно нельзя говорить ни о каком окончании кризиса. Это ввело бы в заблуждение.



Если говорить о предпринимательстве, то, например, в Швеции и Финляндии государство мешает предпринимателям значительно меньше, чем в Эстонии. По сравнению с Латвией мы живем в очень неплохом месте.



Что вы посоветуете нынешним руководителям страны?


Сохранять хладнокровие и не тратить больше того, что поступает. Не стоит уповать на то, что вот повысим налоги и пополним казну. На наше счастье по большому счету мы не пошли по этому пути.



И хотя переход на евро для моего бизнеса в фирме Tavid совершенно не выгоден, это, несомненно, верное решение. Так или иначе нам не избежать рисков, связанных с евро, поскольку крона привязана к евро.



В советское время можно было бы подумать о том, чтобы крона была независимой, как в Швеции и Дании. Такая крона имела бы плавающий курс, и ее легко можно было бы обеспечить золотом.



Если бы крона обеспечивалась золотом, это было бы вам на руку, ведь Tavid скупает и покупает золото. Кстати, сейчас золото хорошо продается?


Лучше всего сейчас золото продается в Швеции, объем валютного обмена больше всего в Эстонии. В Финляндии и Швеции на этом рынке действуют сильные фирмы, с которыми трудно конкурировать.



Финнам и шведам трудно втолковать, что они могли бы воспользоваться услугами Ta­vex, это наш товарный знак за границей. Тем не менее, мы в прибыли. В Латвии и Эстонии мы продаем золота меньше, чем в Финляндии и Швеции.



Зачем же жителям Эстонии покупать золото сейчас, когда денег и так не хватает?


Причины, по которым мы предлагаем золото, заключаются в опасении, что нынешняя финансовая система может в ближайшее время пережить крупные потрясения. Доллар уже ослабел, поскольку у Америки очень большое долговое бремя и деньги приходится производить дополнительно.



Финансовая система Европы до сих пор казалась довольно надежной. Теперь, благодаря Греции, в ней тоже начинает просматриваться кризис. Если уже и в Греции большие проблемы, то они могут проявиться и в Испании, и Италии, да и в других местах.



В переменчивые времена золото всегда было хорошей инвестицией. Я не знаю, является ли сейчас золото дорогим или дешевым, но сам я приобретаю золото, поскольку по отношению к деньгам оно непременно подорожает.



Не то чтобы золото дорожало, но бумажные деньги дешевеют. У жителей Эстонии постарше уже имеется опыт обесценивания денег. Вместе с тем я никому не советую помещать все деньги в золото, мудрый человек рассредотачивает риски.

Ключевые слова

Наверх