В эстонском Коммерческом кодексе китайским малым инвесторам не нравится один пункт. Вроде бы безобидное с виду требование может вынудить бизнесменов из Китая создавать свои предприятия в других государствах Европы.
Закон ЭР не пускает инвесторов из Китая
Параграф 2 статьи 180 Коммерческого кодекса гласит, что в правлении созданного в Эстонии коммерческого объединения по крайней мере половина членов должна иметь вид на жительство Европейского Союза.
Именно из-за этого пункта Эстония теряет привлекательность в глазах денежных китайских инвесторов и они с большим удовольствием основали бы предприятия в Германии или Швеции, где такого требования нет.
«Для некоторых это действительно серьезная проблема, потому что они никого здесь не знают и не понимают, почему должны назначать в правление кого-то из здешних людей», — сказал зарубежный представитель Целевого учреждения развития предпринимательства (EAS) в Китае Валле Фельдманн.
В Европе все по-другому
«В эстонском законодательстве все хорошо, но по некоторым требованиям мы явно отстаем от других государств ЕС», — добавил Фельдманн. По его словам, особенно это доставляет проблемы мелким предпринимателям, поскольку крупные фирмы находят способы, как подстроиться к требованиям.
Фельдманн утверждает, что для китайцев свободна вся Европа. «Почему Эстония должна быть для них особенно привлекательной?» — задал он риторический вопрос.
Действительно, если посмотреть требования для создания фирмы в Германии, подобных пунктов, как в эстонском законодательстве, мы не встретим.
«Немецкие законы не делят людей при создании фирмы на немцев и иностранцев», — заверил руководитель по связям с общественностью Объединения по товарообмену и инвестированию Германии Юи Цао. Он добавил, что Германия открыта для зарубежных инвестиций во всех областях.
По сообщению Министерства экономики и коммуникаций, чиновники министерства в курсе данной проблемы.
«Проблема действительно существует, и министерство разделяет точку зрения, что требования следовало бы пересмотреть, — сообщил пресс-секретарь ведомства. — Особенно это касается требования иметь членам правления фирмы вид на жительство ЕС. В министерстве считают, что этот пункт надо изменить».
В Министерстве юстиции уже готов новый законопроект, согласно которому это требование будет упразднено. Но при этом один спорный пункт заменят другим: добавится требование, чтобы было назначено контактное лицо, которое должно жить в Эстонии.
Готов новый законопроект
«Это контактное лицо должно находиться в Эстонии, в отношении его гражданства требований не выдвигается, — пояснили в министерстве. — В законопроекте не указано, что контактное лицо должно быть обязательно физическим лицом, это может быть и юридическое лицо».
Разумеется, данная препона в законодательстве — не единственное, что определяет действия китайских инвесторов. По словам Валле Фельдманна, китайцы, заинтересованные в бизнесе в Эстонии, внимательно следят за экономической ситуацией по стране в целом.
«Смотрят, как продвигаются переговоры Tallinna Sadam и порта Нинбо, а также ждут увеличения численности китайской общины в Эстонии», — сказал он.