
Безработная мать-одиночка, оставшись с пятилетней дочерью без средств к существованию, обратилась в районную управу за прожиточным пособием, но получила отказ.
Безработная мать-одиночка, оставшись с пятилетней дочерью без средств к существованию, обратилась в районную управу за прожиточным пособием, но получила отказ.
Ситуация с обнищанием жителей Эстонии продолжает усугубляться. Вчера еще вполне ничего себе средний класс сегодня стремительно идет ко дну. Компенсации многим безработным закончили или вот-вот закончат платить. Никаких других дотаций от государства оставшимся не у дел людям не полагается. Консультанты Кассы страхования от безработицы советуют обращаться в социальный отдел районной управы за прожиточным пособием.
Детское пособие съедает кредит
Читательнице «Дня за Днём» Татьяне (имя она попросила изменить, так как не хочет, чтобы о ее бедственном положении узнали знакомые) в пособии отказали. Управа Пыхья-Таллинна обосновала свое решение тем, что на имя женщины, которая вот уже год сидит без работы, записано две квартиры.
«Мои сбережения закончились в феврале этого года. На сегодняшний день мой доход – это 300 крон детского пособия, которое банк забирает как проценты по кредиту. Решила пойти в отдел соцпомощи Пыхъя-Таллинна, благо нынешнее городское руководство на каждом шагу кричит, как оно помогает людям. В ответ получила письмо за подписью Марта-Петера Эррса, в котором, со ссылкой на Закон о социальной опеке, сообщалось, что мне отказано в получении прожиточного пособия из-за наличия у меня двух квартир. Чиновник посоветовал мне продать одну квартиру и на эти деньги жить. Обе квартиры однокомнатные, в одной проживаю я со своей дочерью, а в другой – моя мама. У нее слабое здоровье, и ей будет тяжело жить со мной и моей пятилетней дочерью, так как ребенок очень активный. Но мои объяснения чиновника не переубедили.
В итоге я оказалась без пособия, по квартплате накопилась внушительная задолженность, а денег на перерегистрацию квартиры у меня нет. Из этого делаю вывод, что все эти громкие лозунги вроде «Таллинн помогает» оказались лишь предвыборной рекламой, сделанной в том числе и за мой счет», – написала Татьяна в редакцию.
Фемида слепа, ее служители – глухи
По словам главного специалиста Отдела социальной опеки столичного Департамента социальных дел и здравоохранения Людмилы Лейус, при рассмотрении ходатайства о прожиточном пособии органы местной власти руководствуются Законом о социальной опеке, согласно которому вторая квартира – это имущество, достаточное для того, чтобы человек не умер с голоду.
Кроме того, чиновники должны проверить все данные об имуществе ходатая, в том числе запросить выписки с его банковских счетов. «Пока человек не просит помощи, его имущество не интересует никого, но как только он обратился с просьбой, проверить нужно все», – пояснила Лейус.
Главный специалист признала, что ситуация, в которой оказались многие жители города и страны, тяжелая. Люди приходят с серьезными проблемами, решить которые чиновники местного уровня оказываются бессильны. Средства на прожиточное пособие, уточнила Лейус, выделяет государство, которое позже проверяет, каким образом расходуются казенные деньги.
«В этом году Таллинну выделено 25 миллионов крон на прожиточное пособие. Но уже теперь видно, что до конца года средств не хватит. Необходимо будет просить о дополнительном финансировании. И если мы что-то сделаем с отступлением от законов, то денег могут дать меньше», – рассказала представитель городской управы.
Лейус добавила, что городские власти не раз писали и канцлеру юстиции, и премьер-министру, и в Министерство социальных дел, и в Союз городов, что законы нужно менять, а ставку пособия повышать, но все остается по-прежнему. «Почему не меняют закон, нужно спрашивать у политиков, только они принимают такие решения», – подытожила чиновник.
Когда необходимость станет насущной?
На последнем инфочасе Министерства социальных дел вице-канцлер по социальным вопросам Рихо Рахуоя сказал, что министерство готово внести поправки в закон, если такая необходимость станет насущной. Разве еще не стала?
Аналитик отдела опеки Министерства социальных дел Марек Атонен, отвечая на наши вопросы, сказал, что по закону, если человек не согласен с принятым решением, он имеет право обратиться с жалобой к уездному старейшине, который проведет проверку законности действия чиновников.
«Как правило, продажа имущества не решает проблему, когда нет средств к существованию. Это лишь временный выход. С другой стороны, имея две квартиры, человек может сдать одну из них внаем и получать с этого какие-то деньги, – сказал Атонен, узнав, что нашей читательнице посоветовали продать мамину или свою квартиру. – В то же время, в ситуации, когда у человека нет достаточных средств для проживания, ему не должны отказывать в выплате прожиточного пособия».
Советник по связям с общественностью Яна Розенфельд уточнила, что с запросом, в котором будут описаны все личные обстоятельства, все же можно обратиться и в само министерство. Запрос можно отправить по адресу info@sm.ee или по почте: Гонсиори, 29, 15027, Таллинн. «На все вопросы ответит специалист, который рассмотрит ситуацию в индивидуальном порядке», – сказала она.
Справка «ДД»:
Закон о социальной опеке гласит, что при подаче первичного ходатайства о получении прожиточного пособия, или в случае изменения перечня предметов, подлежащих учету, ходатайствующий обязан предоставить перечень, в котором указаны находящиеся в пользовании или собственности ходатайствующего или его семьи:
1. Жилые помещения в статусе движимого и недвижимого имущества;
2. Автомобиль (в трактовке Закона о движении);
3. Ценные бумаги (в трактовке Закона о рынке ценных бумаг).
Органы местного самоуправления имеют право отказать в назначении прожиточного пособия, если решат, что у ходатайствующего о пособии или у его семьи в пользовании или собственности имеется движимое или недвижимое имущество, которое обеспечивает ему или его семье достаточные для проживания средства. Однако волостная или городская управа не может отказать в назначении прожиточного пособия по приведенным выше причинам, если в пользовании или собственности ходатайствующего о выделении пособия или его семьи есть только одно используемое круглый год жилое помещение, а также предметы, необходимые для проживания, обучения и работы.
В этом вопросе право принятия решения делегировано местному самоуправлению. Исходя из части 3 статьи 56 Закона об административном производстве, принимая решение, административный орган должен указать, по каким причинам он принял то или иное решение.