В защиту здравоохранения
Письмо недели
Наши СМИ уделяют много внимания медицине. Создается впечатление, что медицина совсем зареформировалась и реформа с самого начала пошла не так.
Вирус реформирования вызвал развал целостной системы здравоохранения. Стоматология целиком перешла на самофинансирование и вышла из системы государственного здравоохранения. Ушла в небытие знаменитая клиника Сеппо. А ведь она славилась далеко за пределами Эстонии.
В свое время в республике была создана стройная система профилакториев и санаториев, специализированных по профилям заболеваний. Теперь ее нет.
Возросло количество заболеваний туберкулезом. Республика занимает в Европе первое место по сердечно-сосудистым заболеваниям.
Как грибы в лесу, стали расти различные платные врачебные участки. Медицина стремительно переходит на коммерческие рельсы.
Ежегодно из страны бегут за границу специалисты-медики, что не в последнюю очередь позволяет, например, шведам-пациентам, вербовочным бюро и больницам придирчиво выяснять при приеме на работу врача, а не подвергался ли он ранее за свою работу или поведение дисциплинарному взысканию. Нам бы подобные заботы...
Наше общество стареет и болеет. Люди во многих случаях не доживают до пенсии, особенно представители сильного пола. А правительство, вместо того чтобы принять эффективные меры к увеличению продолжительности жизни населения, в том числе и путем совершенствования системы здравоохранения, стремится повысить возраст выхода на пенсию, равняясь на благополучные страны Европы.
А в состоянии ли этот будущий пенсионер работать до пенсии, с учетом возраста и здоровья, — это, оказывается, не забота государства. Где же логика?
И еще о семейных врачах. Ведь вообще-то они, как мне кажется, к семьям не имеют прямого отношения. Часто члены семьи лечатся у разных семейных врачей. Попасть на прием к семейному врачу — не проблема. А вот дальше, попасть к специалисту — пробка 2-3 месяца.
Сейчас семейный врач не вправе (не имеет лимита) направить вне всякой очереди пациента на диагностику. Правда, в регистратуре скажут: заплатите — попадете к специалисту сразу. А это предполагает материальную состоятельность пациента. В результате диагностика болезни растягивается на полгода, а то и больше, эффективность лечения падает. И потом тот же специалист предъявляет больному претензию: почему вы так запустили болезнь?
Здравоохранение — чрезвычайно сложный организм, и его нельзя рвать на куски. Все начинается со здоровья общества. На нем нельзя делать коммерцию. Самофинансирование здесь недопустимо.
Нельзя связывать финансирование здравоохранения с налоговой системой и с налоговыми поступлениями. Оно должно исходить непосредственно из ВВП. Конечно, сделать это непросто. Для этого надо привлечь ученых, экономистов, финансистов, врачей и население. Привлечь к сохранению здоровья населения надо и народную медицину, и экстрасенсов, и целителей.
Мы призываем не к возврату старого, а лишь к восстановлению славных традиций медицинского обслуживания. По затронутым вопросам нелишним было бы проведение всенародного опроса, а по отдельным темам и вопросам — анкетирование, конкурсы и изучение опыта стран, в которых медицинская помощь является бесплатной.
И, наконец, о руководстве здравоохранением. Следует отменить порочную практику партийного назначения на руководящие медицинские должности. Руководить этой отраслью и ее структурными подразделениями должны исключительно медики — специалисты высшей квалификации.