Допускать ли собственников квартир к счету товарищества?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Александр Гамазин.
Александр Гамазин. Фото: Алексей Старков

На следующей неделе Рийгикогу приступит к чтению законопроекта о квартирных товариществах и квартирной собственности, который определит новые правила игры для КТ. Пока же мнения в обществе по одному из ключевых вопросов - возможности для рядовых членов товарищества знакомиться напрямую с состоянием счёта КТ в банке - разделились. Это показал и прошедший в Силламяэ семинар, посвящённый будущему закону.

Поначалу в законопроекте был пункт, разрешавший каждому члену товарищества обратиться в банк, чтобы познакомиться с финансовым состоянием дома в первоисточнике. После того, как проект прошёл круги согласования и предварительного обсуждения, в том числе на местах, формулировка нормы, призванной обеспечить прозрачность работы правления, изменилась, сказал парламентарий Яак Аллик.

Теперь планируется, что норма будет такой: собственник обращается за информацией в правление; правление может отказать ему, если есть основания предполагать, что выдача информации нанесёт ущерб другому собственнику или третьему лицу; недовольный отказом собственник вправе апеллировать к общему собранию или в суд.

Некоторые из участников семинара такое правило поддержали. Неизвестно, как полученную в банке информацию отдельные собственники могут потом «повернуть», в результате благое намерение обеспечить прозрачность обернётся негативом, так что пусть уж лучше идут в правление, которое всё и объяснит, мотивировали сторонники данного пути. Они также считают, что «должна быть отчётность на доске объявлений, тогда и в банк никто не пойдёт». Другие же уверены, что бояться допуска собственников к знакомству с движением денег на счёте не надо.

«Правление могут замучить запросами, придётся загружать и бухгалтерию. Поэтому доступ к банку должен быть, пусть смотрят. Я как председатель не возражаю», - сказал давний руководитель КТ Вячеслав Никитин.

Устав не обязателен, а иногда - и правление

Если новый закон примут в его нынешнем виде, то вместо двух разных форм управления жилым фондом - товариществ (в них объединены 45 процентов квартир Эстонии) и обществ квартирных собственников (55 процентов) - останется только одна: товарищество. Это произойдёт 1 января 2018 года. Там, где жильцы к сроку не создадут товарищество сами, это сделает за них государство. Аллик добавил, что товарищества, по проекту, могут состоять только из одного дома, а где КТ всё-таки исторически объединяет несколько зданий - должны до конца 2016 года определиться, продолжат ли жить сообща или разойдутся. Если решат продолжить, то им это право дадут, но новые товарищества могут создаваться только по принципу «один дом - одно КТ».

Высшим органом товарищества по-прежнему будет общее собрание, но так же, как и сейчас, можно принимать решения и без него. Для этого надо разослать всем членам проект и дать срок для ответа. Решение принимается простым большинством, причём собственник, не ответивший в срок, будет считаться проголосовавшим «против».

Рабочим органом КТ может быть правление. Но, во-первых, вместо него общее собрание может выбрать управляющего, являющегося юридическим лицом, а в домах, где меньше 10-ти квартир, правление и вовсе не обязательно. По словам Яака Аллика и юриста нарвских товариществ Александра Гамазина, требований к председателю в законопроекте пока не прописано, там даже нет самого этого понятия, а вот требования к управдому есть.

Оказывается, в проекте не сказано и о том, что устав для квартирного товарищества обязателен.

«Устав может быть. Но в законе о правах и обязанностях членов товарищества написано очень мало, не то что в уставах. Если люди посчитают, что могут жить без устава, то в доме будет даже не «вече» - оно всё-таки подчинялось правилам, а „гуляй-поле“: кто громче крикнул, тот и победил», - ратует за наличие уставов Александр Гамазин.

Инструмент против должников

Кажется, власти предержащие готовы пойти навстречу товариществам в борьбе с должниками. Согласно законопроекту, при наличии у товарищества иска к собственнику квартиры можно будет наложить на эту квартиру ипотеку, причём такую, что после продажи квартиры товарищество получит деньги в первую очередь. Сегодня первоочередным правом обладает банк, которому жильё заложено собственником для получения личного кредита. Нынешняя ситуация на практике означает, что хозяин заложенной банку квартиры может игнорировать в доме все счета за воду, свет и тепло, и соседи с ним ничего не поделают, отметил член Ассоциации руководителей КТ Кохтла-Ярве Михаил Богрый.

Однако, давая товариществам дополнительный инструмент против должников, государство выдвигает и ограничения: долг, который можно взыскать с помощью ипотеки в пользу товарищества, не должен быть больше, чем за один год.

Поскольку закон ещё не принят, Яак Аллик выразил готовность выслушать все деловые предложения к нему. В ответ прозвучали, например, мысли о необходимости «прописать» в проекте ревизионную комиссию товарищества и обязать поддерживать необходимый для сохранности здания температурный режим собственников альтернативного отопления.

Наверх