Тот факт, что актерам, занятым в спектакле «Ühtne Eesti» — «Единая Эстония», удалось внести некоторый диссонанс в общественную дискуссию, не может не радовать.
Арго Идеон: политический театр
Между тем, в ближайший месяц желающим представится возможность понаблюдать за куда более увлекательной политпостановкой. Я имею в виду британское реалити-шоу под названием «избирательная кампания», кульминацией которого станут выборы 6 мая.
Чем нас могут заинтересовать выборы в Великобритании? Да тем, что они во многом похожи на то, что мы наблюдаем на политическом пейзаже Эстонии накануне парламентских выборов 2011 года. Даже оторопь берет, как много общего у Великобритании и Эстонии, несмотря даже на то, насколько отличаются друг друга избирательные системы двух стран и на то, какая пропасть разделяет благополучное Соединенное Королевство и едва сводящую концы с концами Эстонию.
Лейбористская партия премьер-министра Гордона Брауна находилась у власти без перерыва даже дольше, чем Партия реформ в Эстонии. Не случайно основной соперник Брауна лидер консерваторов Дэвид Кэмерон, давая вчера старт предвыборной кампании, повторял, словно мантру: «Мы заслуживаем большего, чем еще пять лет с Гордоном Брауном».
Как показывают опросы, консерваторы пользуются большей поддержкой избирателей, чем находящиеся у власти лейбористы, однако их перевес не настолько значителен, чтобы вопрос передачи власти можно было считать уже решенным.
Кэмерон напомнил своим сторонникам: мы свежая сила, надежда, смена. В Эстонии находящаяся в оппозиции Центристская партия взяла на вооружение похожий лозунг: «Эстония требует перемен».
Можно не сомневаться, что политтехнологи центристов очень внимательно следят за выборами в Великобритании, наверняка во время выборов у нас тоже появится лозунг типа «Еще четыре года с Ансипом?»
Британский премьер-министр Гордон Браун напоминает избирателям, что правительство спасло народ от кризиса: «Мы на пути к восстановлению». Схожая мысль прослеживается и в заявлениях эстонского правительства. В вопросах, касающихся бюджета, эстонское правительство и оппозиция играют прямо противоположные роли по сравнению с британским.
Браун подчеркивает роль государства, предлагает пакеты помощи, словом, делает то, на чем настаивает в Эстонии оппозиция. Кэмерон, в свою очередь, нападает на правительство с вопросами по поводу трат, раздутого правящего аппарата, чрезмерных налогов, гигантского долга. В 2009 году дефицит бюджета Великобритании составлял 11,4% ВВП, в Эстонии — всего 1,7%.
В Эстонии критика власти руководствуется прямо противоположной логикой: мы слишком сильно резали бюджет, не считаясь с последствиями. На выборах в двух странах столкнутся схожие, но принципиально разные экономические логики. Думается, Юрген Лиги и Дэвид Кэмерон могли бы сыграть в паре против Гордона Брауна и Эдгара Сависаара.