С одной стороны, общее старение нации — это замечательно, поскольку в этом случае продолжительность жизни растет и люди живут дольше.
Однако, с другой стороны, — это тревожный показатель того, что число молодых трудоспособных жителей постоянно уменьшается. И в ближайшие десятилетия старение нации станет большой проблемой, причем не только в Эстонии, но и во всей Европе.
По прогнозам, количество работающих людей в Эстонии в ближайшие 50 лет уменьшится на 284 тысячи. Другими словами, в 2060 году рабочих рук у нас будет на 31 процент меньше, чем сейчас.
То есть людей, из чьих налогов поступают средства в систему детских дотаций, медицинскую систему и пенсионный фонд, останется совсем мало. Соответственно, и средств тоже будет недостаточно.
Уже в 2026 году работоспособных людей в Эстонии станет на 15-20 тысяч меньше. Значит, ни пенсии, ни медицину сохранить на нынешнем уровне не получится.
Какой же может быть выход? Сократить размер пенсий? Но они и так маленькие, поэтому делать этого нельзя! Вот та причина, по которой в Рийгикогу решили повысить пенсионный возраст до 65 лет в 2026 году.
Как известно, все начинается с цели. А цель работы Рийгикогу, помимо поддержки семей с маленькими детьми, заключается еще и в том, чтобы обеспечить пенсионерам жизнь, к которой они привыкли до выхода на заслуженный отдых.
Кстати, это одна из причин того, почему при большом сокращении государственного бюджета пенсии не урезали. Более того, необходимо придерживаться такой политики, при которой после выхода Эстонии из кризиса пенсии снова будут расти. И уменьшение размера пенсий ни в коем случае не должно угрожать ни нынешним пенсионерам, ни будущим.