Посол Польши: Качиньский не был русофобом
«Первая строчка польского гимна звучит так: «Польша жива, пока живы мы». В 2010 году леса под Катынью кричат: они погибли, но Польша живет. Польша склонилась в молитве, но это не беспомощность», - пишет Хлонь в статье, опубликованной в сегодняшнем номере эстонской газеты Postimees.
Посол отмечает, что поляки признательны Эстонии за соболезнования и провозглашение траура в память о неслыханной трагедии.
«С Лехом Качиньским можно было не соглашаться, но не уважать его было нельзя. Не только потому, что он был главой государства, а из-за его верности убеждениям, честности к себе и к другим, обращения с коллегами как с партнерами. [...] Его мобильный был всегда включен. Не только для того, чтобы общаться с подчиненными, но и для того, чтобы звонить матери», - пишет Хлонь.
«О великих людях и политиках ходит много мифов. Так и с польским президентом: первый миф гласит, что он был евроскептиком, а второй - что он был русофобом. Это не соответствует истине. Лех Качиньский душой и телом был европейцем, желая создать союз, в котором люди были бы не только равноправными, но и равными. Он не был противником русских - он хотел, чтобы Россия была современной и демократической», - пишет Хлонь.
Хлонь цитирует речь Качиньского, которую президент должен был произнести на памятной церемонии в Катыни: «Катынь стала раной в истории Польши, отравившей отношения между поляками и русскими на многие десятилетия. Давайте же сделаем так, чтобы рана, наконец, затянулась и зажила. Мы уже движемся в этом направлении».
Посол отмечает, что прошлое разделяет Польшу и Россию, но настоящее объединяет эти страны. «Президент летел на мессу, в которой должны были принять участие семьи жертв Катынского расстрела. Это должно было стать продолжением мероприятий 70-й годовщины массового убийства в Катыни и общим мероприятием России и Польши в память о жертвах тоталитарной системы», - пишет посол.
7 апреля премьеры двух стран возложили венки к монументу, посвященному убитым польским офицерам. «Мы ценим открытость русских и содействие российских властей в расследовании всех обстоятельств катастрофы», - пишет посол.
По словам посла, Качиньский хотел видеть сильную Польшу в сильной Европе, где главными гарантами безопасности служат НАТО и ЕС, а для новых потенциальных членов - Украины, Турции, Грузии, Молдавии - двери открыты.