Когда клуб Fredrikstad FK (FFK), за который играет член футбольной сборной Эстонии Райо Пийроя, из высшей лиги перешел в первую, эстонский спортсмен не хотел больше там играть и думал поменять клуб.
Райо Пийроя: я проглотил эту горькую пилюлю
После долгих споров с руководством клуба и безуспешных поисков нового работодателя он все-таки остался в FFK. Сейчас он смирился с ситуацией и надеется помочь своему клубу вернуться в лигу мастеров.
«Поначалу меня злило то, что приходится играть в первой лиге, но в январе я справился с разочарованием, и тогда началась серьезная работа», — говорит он.
Пийроя был готов даже к тому, чтобы самому выкупить свой договор, если не удастся найти компромисс. «Хорошо, что все разрешилось именно так, — говорит он, вспоминая осенние события. — Я бы совершил одну из самых больших глупостей своей жизни, если бы выкупил себя!»
«Я проглотил эту горькую пилюлю, когда, являясь игроком сборной, был вынужден год играть в первой лиге, — добавляет Пийроя. — По крайней мере, я в клубе, в котором хочу играть, и мне здесь нравится. Что поделаешь, иногда нужно отступить на один шаг, чтобы сделать два шага вперед».
Пийроя живет в пригороде Фредрикстада — Грессвике. «В этом районе живет около 55 000 человек», — оценивает Пийроя.
Футболист перебрался в Фредрикстад шесть лет назад, в 2005-м купил там дом. «Я не могу жить в квартире, — смеется он. — До покупки я снимал часть дома. Но потом решил, что купить свой дом разумнее, чем арендовать чужой». Из окна его дома виден построенный несколько лет назад стадион FFK.
«Больше всего времени занимает поездка на автомобиле, — объясняет он. — Обычно я езжу на велосипеде и тогда трачу на дорогу примерно семь минут. А летом я иногда добираюсь на лодке, тогда хватает и двух минут».
Пийроя сравнивает Фредрикстад с курортным городом Пярну — зимой жизнь в нем замирает, а летом там много народу, поскольку на расположенных неподалеку островах находятся самые дорогие в Норвегии дачи.
Жители городка считают 30-летнего Пийроя чуть ли не суперзвездой. Например, когда он идет в магазин, он едва успевает закрыть машину, как люди обступают его, чтобы поговорить. «Я так долго живу здесь, что все уже знают меня, — смеется он. — Причем я думаю, что здесь я даже известнее, чем в Эстонии. В Таллинне и Пярну меня еще узнают, но когда я бываю в Выру…»
Однако слава имеет и свои минусы — именно по этой причине Пийроя предпочитает держаться подальше от центра города. Даже когда друзья приезжают в гости и хотят посмотреть город, он обычно остается дома.
«Люди не хотят плохого, просто они подходят и начинают расспрашивать о том, что происходит в клубе, каков там внутренний климат, — рассказывает он. — Но когда, пройдя два-три метра, ты начинаешь рассказывать следующему то же самое, это надоедает. В то же время люди поддерживают меня, в магазинах все предлагают скидки».
Но Пийроя обычно закупает продукты в шведском супермаркете, который находится в 20 километрах. «Там цены наполовину дешевле», — отмечает он.
Пийроя говорит, что в Фредрикстаде он чувствует себя уютнее всего. «В Эстонии, в Синди, у меня тоже есть дом, но я живу там примерно три недели в год, а все остальное время — здесь, — рассказывает он. — Я знаю здесь практически всех людей, это милое маленькое местечко, поэтому Фредрикстад я больше считаю своим домом».
Супруга Марье вместе с собаками — ирландским сеттером Домиником и белой швейцарской овчаркой Хуго — живет большую часть времени в Эстонии. Она приезжает в гости примерно через каждые два месяца и иногда берет с собой собак.
«Во время сезона я мало бываю в городе, — отмечает Пийроя и добавляет, что даже при всем желании не может держать в Норвегии собак, которых называет своими лучшими друзьями. — Из-за игр я уезжаю из дома через каждые две недели, а все свое свободное время провожу на рыбалке».
Пийроя как страстный рыболов наслаждается прелестями нынешнего места жительства — рыбачить можно как на реке и озере, так и в море. «Идеальное место! Тут очень красивая природа, и, чтобы получить кайф, не нужно уходить далеко от дома, — вздыхает он. — Очень важно, где ты живешь.
Когда я смотрю на нынешних молодых игроков сборной… Я, конечно, тоже не динозавр, но я имею в виду 20-летних ребят. Они целыми днями слушают музыку и сидят в Интернете. Я так не могу».
«Я не могу находиться в четырех стенах больше часа, мне обязательно нужно что-то делать, — продолжает он. — Я выхожу на прогулку или иду на рыбалку, а в плохую погоду столярничаю в сарае. Со свободным временем нужно что-то делать, нельзя по 24 часа в сутки думать только о футболе».
В целом жизнь Пийроя в Норвегии довольно структурирована. В период подготовки к сезону распорядок дня прост: в половине десятого начинается первая тренировка, за которой следуют обед и двухчасовой сон, затем — вторая тренировка, и примерно в половине пятого он возвращается домой.
«Обычно я прихожу очень усталый, ужинаю, немного смотрю телевизор и около девяти часов уже засыпаю», — улыбается Пийроя, в основном он смотрит эстонские телеканалы.
Однако и во время сезона у Пийроя, который пять раз признавался лучшим футболистом Эстонии, остается масса свободного времени. «Вот тогда это праздник, — смеется он. — Вообще-то свободного времени много, но свободных дней все равно мало. Так не бывает, чтобы можно было куда-то уехать».
Что бы там ни было в прошлом, нынешней жизнью Пийроя доволен и не жалеет ни об одном из принятых решений.
«Нужно быть реалистом.
Особо ликовать у меня нет причин — 30-летний футболист уже не является для клубов заманчивым приобретением, — говорит Пийроя, которого фанаты и журналисты Фредрикстада в прошлом году признали лучшим игроком сезона. — Думаю, что время больших клубов проходит, раз уж до сих пор существенных изменений не произошло».