Очистки совести. Кровь – не водица, а не попьешь – не спится

Facebook
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Таллиннская Кесклиннаская русская гимназия.
Таллиннская Кесклиннаская русская гимназия. Фото: Sergei Trofimov/Den za Dnjom

Таллиннский департамент образования сделал директору Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии Сергею Теплову замечание за лексику, использованную в общении с учителями, и неуместные обещания дополнительных отпусков и бонусов. Теплов обещал департаменту исправиться. Однако до конца истории с ТКРГ далеко.

В прошлом номере «ДД» была опубликована статья Марианны Тарасенко «Школа в страхе, звезды в шоке», рассказывающая о конфликте, возникшем между директором Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии Сергеем Тепловым и рядом учителей. В связи с этим нами был направлен запрос в Таллиннский департамент образования.

Газета просила департамент дать оценку – как с точки зрения этики, так и с точки зрения закона – системе бонусов (денежные компенсации и дополнительные дни к отпуску педагогам за записанного в школу «ребенка, внука, племянника»), введенных директором, и объяснить, что значит термин «нормальные» ученики, которых требовалось набрать в первые и десятые классы. А также сообщить, считает ли департамент допустимыми тон и лексику, которые г-н Теплов использует при общении с подчиненными, и прокомментировать письменный призыв директора во внутришкольной почтовой рассылке «не обращаться к незнакомым юристам, а спросить директора или секретаря».

Приводим полученный ответ:

«Я попросил разъяснения по поводу заданных «ДД» вопросов у Сергея Теплова, эти разъяснения прилагаются. Также я встретился с ним.

Со своей стороны хочу отметить, что хотя речь идет о неофициальной среде общения, директор школы не может позволить себе допускать двусмысленные высказывания и давать повод для критики. Он должен считаться с тем, что в данном случае речь не идет о частной переписке: слова исходят от директора как от официального лица. Смысл и лексика высказываний директора, как и любого другого официального лица, должны быть корректными, уместными и однозначно трактуемыми. В данном случае С. Теплов все-таки нарушил эти правила.

Что касается методов мотивации, то исходя из постановления N 9 Таллиннского городского собрания от 5 марта 2009 года, порядок выплаты доплат и премий должен быть зафиксирован в школьном руководстве по начислению зарплаты. В данный момент там не значатся «бонусы», приведенные в рассылке. Следовательно, отсутствует основание для их применения. В отношении отпусков можно применять только Закон о трудовом договоре, согласно которому назначать дополнительный отпуск работодатель не имеет права.

В отрывке о «крови и скандале» под словом «они» понимается не департамент, а лица, обратившиеся в департамент. Речь идет о проблеме невыставленных оценок, оставшейся со времен прошлого директора. На основании вышеприведенных обстоятельств С. Теплову сделано замечание. Он обещал учесть его в своей дальнейшей работе».

Меэлис Конд.

Директор отдела организации общественного процесса».

Публикуем и направленные нам департаментом разъяснения г-на Теплова:

«В соответствии с запросом информирую вас, что эти выдержки сделаны из неофициальной переписки между учителями Таллиннской Кесклиннаской русской гимназии.

Оплата труда, выплата доплат и назначение отпуска в ТКРГ регулируется Законом о трудовом договоре, приказом директора ТКРГ от 31.08.2009 nr 1-3/30 „Tallinna Kesklinna Vene Gümnaasiumi töötajate töötasustamise alused“ и трудовыми договорами сотрудников. Условия трудовых договоров конфиденциальны и не подлежат разглашению.

Ответы на вопросы Марианны Тарасенко:

1. В 2010 году в школе не выплачиваются доплаты и премии и не дается дополнительный отпуск.

2. Выражение «нормальный ученик» означает, что по состоянию на 07.06.2010 в школе должны быть заявления 90 учеников вместе со всеми необходимыми документами (медицинская справка, свидетельство о рождении). Это выражение используется во внутришкольном общении, поскольку в прошлом при комплектации первого класса наблюдали недочеты, и документы поступающих в первый класс в 2009/10 году были оформлены только к 30 августа 2009 года. То же выражение используется по поводу учащихся 10-го класса, поскольку я должен был беседовать с адвокатом одного родителя в связи с нарушением правил приема в 10-е классы, родители обратились и в Департамент образования.

3. Система стимулирования сотрудников применяется только в сотрудничестве с доверенным лицом работников Людмилой Шейн, что согласовано с попечительским советом ТКРГ.

4. Директор не угрожает работникам школы, а просит их обращаться с вопросами и ходатайствами к директору или его помощнику. Если работник хочет воспользоваться помощью юриста, это не запрещено.

5. Язык делопроизводства в школе эстонский, и все официальные документы оформляются на эстонском.

6. Директор в переписке и при общении с сотрудниками использует нормы этикета русского языка. Г-жа Тарасенко может познакомиться с нормами речевого этикета в статье Т. В. Матвеевой «Нормы речевого общения как личностные права и обязанности». http://www.philology.ru/linguistics2/matveeva-00.htm

7. Выражение «Я прозондировал почву в Департаменте, они «хотят скандал» или «крови» вырвано из контекста письма и неверно истолковано. Это предложение означает, что «Я прозондировал почву в департаменте, они хотят скандала или крови». Письмо, откуда взято это предложение, послано учителям 23.02.2010, а вам передали только треть письма. Переписка происходила в формате форума.

8. 12.04.2010 в 15.00 пройдет заседание школьного совета, на котором мы вместе с учителями обсудим, как организовать сотрудничество между руководством школы и учителями без посторонней помощи.

Сергей Теплов»

От редакции:

Редакция «ДД» благодарит за ответы и выражает глубокое моральное удовлетворение в связи с тем, что она наконец-то узнала от г-на Теплова, что есть «нормальный ученик»: оказывается, это такое «выражение внутришкольного общения», принятое для обозначения индивида, оснащенного справками и свидетельствами. Даже не рискуем предположить, какой антоним используется в гимназии для обозначения ученика без справок. Знаменательно, что сей педагогический термин призван обозначать лишь первоклассников и десятиклассников, и может быть, именно этот факт и объясняет, почему директору пришлось беседовать с адвокатом всего лишь «одного родителя».

Чудесно, что г-н директор не лишил своих подчиненных права обращаться к юристам, пусть даже незнакомым, правда, несколько настораживает призыв «спрашивать у секретаря»: она тоже дипломированный правовед? Если же г-н Теплов имеет в виду вопросы, носящие неюридический характер, то почему он позиционирует себя и собственного секретаря как альтернативу юристам? Трудно предположить, что люди потянутся к юристам, допустим, с заявлениями на отпуск.

Кроме того, имеющиеся у нас документы позволяют нам сомневаться в том, что г-н Теплов не ввел Департамент образования в заблуждение. Директор пишет, что в 2010 году в школе не выплачиваются доплаты и премии, а также не предоставляются дополнительные отпуска. При этом в электронной рассылке значится – «Бонусы в 2010 году» – и далее по тексту, приведенному нами в прошлом номере. Вполне вероятно, что намерения г-на Теплова изменились после беседы с г-ном Кондом: муниципальная гимназия не является частной лавочкой.

Лукавит директор и утверждая, что слова про кровь и скандал вырваны из контекста и истолкованы неверно. Человека, для которого русский язык не является родным (а в данном случае это г-н Конд), можно убедить в том, что в этой ситуации под «они» понимается не департамент, а лица, обратившиеся в департамент». (А что, такие были и раньше? Значит, наша статья – не первый звоночек?) Но для носителя русского языка здесь вопроса нет: подразумеваются не «лица». Как бы то ни было, Департамент образования явно дает понять, что «директор школы не может позволить себе допускать двусмысленные высказывания».

Г-жа Тарасенко ознакомилась с «нормами речевого этикета в статье Т.В. Матвеевой «Нормы речевого общения как личностные права и обязанности» (Барнаул, 2000 г. - !!!) и много чего интересного для себя узнала. В том числе, что столица Алтайского края – судя по лингвистическим предпочтениям г-на Теплова – является для директора-историка-юриста неким Версалем от культуры речи. Но г-жа Тарасенко не только ознакомилась, она и законспектировала: специально для Сергея Генриковича, чтобы он еще раз внимательно прочитал эти золотые строки и, может быть, даже выучил их наизусть. Или хотя бы украсил ими школу к 9 мая - Дню Европы.

«Во взрослой своей жизни люди придерживаются выработанных культурных навыков и передают их новым поколениям».

«Права оборачиваются для коммуниканта следующими обязанностями: 1) владеть техникой фатического общения и подчинения ему логического содержания речи; 2) владеть способами самовыражения и знать границу культуры и “антикультуры” в этой области».

Продолжение темы – в рубрике «Мнение», а мы отправляем в Департамент образования новый запрос. До скорой встречи! P. S. Центр информации по правам человека оказывает юридическую помощь учитеям. Тел.: 64 64 263 «ДД»

Facebook

Ключевые слова

Наверх