Одна из основательниц фонда плодного алкогольного синдрома Дайана Блэк исследовала употребление опьяняющих веществ в период беременности и обнаружила, что наиболее вредным для плода является алкоголь.
Алкоголь является опасным ядом для плода
Врач из Голландии, усыновившая трех российских детей с нарушениями, причина которых — алкоголь, говорит, что алкоголь является единственным опьяняющим веществом, которое приводит к появлению тяжелых врожденных дефектов. Даже героин и кокаин, по ее словам, не наносят плоду таких повреждений.
Плодный алкогольный синдром (FAS) является совокупностью врожденных физических и психических дефектов, обусловленных влиянием на плод употребления алкоголя. Синдром проявляется во внешних признаках — маленькая голова, маленькие глаза, крошечный приплюснутый нос, низкая переносица, очень узкая верхняя губа, низко посаженные уши.
Помимо внешних признаков такие дети отличаются предродовым или послеродовым отставанием в развитии, а также нарушениями центральной нервной системы. При этом у ребенка могут проявляться только отдельные симптомы, которые называют врожденными дефектами, связанными с алкоголем (FASD). Они необратимы и остаются на всю жизнь.
Проблемы с развитием
У большинства детей с FAS отмечаются трудности с социализацией, низкий уровень интеллекта, эпилепсия, аутизм и плохая координация движений. Развитие такого ребенка происходит почти в два раза медленнее.
У таких детей часто отсутствует чувство вины и стыда, они могут не видеть разницы между реальностью и выдумкой, их память крайне слаба — они могут не помнить того, что сделали. Кроме того, они имеют склонность врать и красть, не в состоянии себя контролировать.
Поскольку безопасная для плода доза алкоголя до сих пор точно не установлена, большинство врачей рекомендует во время беременности полностью отказаться от алкоголя.
В контексте Эстонии говорить о детях с FAS и употреблении алкоголя беременными женщинами особенно сложно, так как ни одного исследования по этому поводу не проводилось.
Заведующий отделением неврологии Таллиннской детской больницы Валентин Сандер подтвердил, что в Эстонии детей с FAS никто не исследовал.
«Детский врач видит одновременно и ребенка, и его мать и поэтому с большей долей вероятности, чем социальный работник, может представить общую картину», — говорит Сандер. Начиная с 2000 года и до настоящего времени в Таллинннской детской больнице диагноз FAS был поставлен 26 детям.
Врач отделения новорожденных Тартуской детской клиники Марья-Лийс Мяги сказала, что у них нет данных относительно таких детей. «У нас каждый год таких детей по крайней мере один-два, — отмечает она. — Например, у недоношенного новорожденного этого сразу и не понять, синдром проявляется по мере развития».
Заведующая неврологическим отделением Детской клиники ТУ Аннели Кольк сообщила, что обычно пристрастие матери к выпивке не фиксируется документально, однако они это замечают да и из истории болезни это видно. «И все симптомы у ребенка есть, однако права ставить такой диагноз у нас нет», — отмечает она.
Кольк предположила, что в Детской клинике ТУ за год появляется по четыре-пять таких детей. Детский невролог считает, что, по всей вероятности, ситуация в Эстонии сравнима со всей остальной Европой.
Не отказались от алкоголя
В Европе проводились исследования с целью выяснить, сколько детей получили врожденные дефекты вследствие того, что матери в период беременности употребляли алкоголь.
Так, исследование, проведенное среди шестилетних детей в провинции Лацио в Италии, выявило, что классический плодный алкогольный синдром наблюдается у 0,37% детей, а обусловленные алкоголем врожденные дефекты были отмечены у 2-4% детей.
Единственное исследование в данной области в Эстонии было проведено в 2003 году, когда лектор по здравоохранению Нарвского колледжа ТУ Марге Грауберг провела мониторинг здорового образа жизни среди беременных женщин Эстонии в родильных отделениях по всем уездам страны.
Выяснилось, что в течение первых трех месяцев беременности до одного раза в неделю алкоголь употребляли 28% женщин, во время второго триместра беременности — 13%, а на заключительном этапе беременности — 11% отвечавших. Всего было опрошено 565 женщин. 16% участниц опроса заявили, что во время беременности не стали отказываться от алкоголя.