«Если говорят, что победа принадлежит спортсмену, а эмоции народу, то теперь мы можем сказать, что и медаль тоже принадлежит народу», — заявил президент Эстонского Олимпийского комитета Нейнар Сели, вернувшийся во вторник с лондонского аукциона с олимпийской золотой медалью Эрики Салумяэ, которую она завоевала в Сеуле в 1988 году. В тот же день проводившая аукцион фирма подтвердила, что и трековый велосипед, и барселонское «золото» Салумяэ 1992 года были тоже проданы в Эстонию.
Нейнар Сели: теперь медаль принадлежит народу Эстонии
Во вторник состоялась церемония награждения лучших эстонских спортсменов за последние шесть месяцев, и в этот же день после длительного перерыва золотую сеульскую медаль Салумяэ можно было вновь увидеть в Эстонии.
«В 1988 году мы еще находились под властью Советов, хотя это уже было переломное время, начали появляться сине-черно-белые флаги, а затем последовали известные исторические события», — сказал Сели, объясняя, почему олимпийское сеульское «золото» имеет особое значение для Эстонии.
«Помню, как народ встречал Салумяэ и Тийта Сокка (завоевавшего «золото» в баскетболе. — Ред.), поднимал их на руки и подбрасывал в воздух — в то время эмоции очень сплачивали людей. Здорово, что эстонцы по-прежнему спортивный народ, и это сплачивает нас и сейчас», — добавил Сели.
Значимость медалей Салумяэ подчеркнул и дискобол Герд Кантер, в активе у которого имеется «золото» Олимпийских игр в Пекине 2008 года. «На мой взгляд, медаль как физический объект не так уж важна, куда важнее связанные с ней эмоции, которые в свое время были очень важны», — напомнил Кантер. «Олимпийский триумф 1988 года я не помню, однако финальную гонку Барселоны 1992 года я смотрел дома с родителями. Хотя тогда наш флаг подняли вверх ногами, и это нас немного огорчило, но в то же время дало повод для обсуждения», — вспоминает Кантер.
По поводу вероятной продажи своих медалей Кантер заметил, что никогда не знаешь, как повернется жизнь. То же самое сказал и двукратный чемпион мира по фехтованию на шпагах Николай Новоселов.
«Трудно дискутировать, не зная подоплеки, но не думаю, что Эрика пошла бы на это, если бы не сложные обстоятельства. Но у нее были две медали и это был шанс. Что касается меня, то сначала я должен их завоевать, а уж потом можно будет думать о продаже», — пошутил Новоселов.
Сеульское олимпийское «золото» Салумяэ будет передано Эстонскому музею спорта. Имя покупателя золотой медали 1992 года пока не обнародовано.