Скандал вокруг газеты Sirp, последовавший через месяц после местных выборов в Эстонии, еще раз показывает острый кризис правой системы власти и правой элиты - прежде всего, Партии реформ, считает Игорь Розенфельд (Центристская партия).
Скандал вокруг газеты Sirp и кризис правой коалиции в Эстонии
При этом ряд обстоятельств скандала позволяет задать вопрос – не имеем ли мы дело с еще одним этапом политического и идеологического маневра правой коалиции, заметного уже в тактике прошедших выборов? Не состоит ли данный маневр, как и кампания против «лжи в политике» осенью прошлого года, в резкой критике (если не сказать «сдаче» или «сливе») Партии реформ с выведением из-под удара партии Союз Отечества-Республика (IRL) - повышением ее рейтинга и проч.?
Назначение Рейном Лангом редактором Sirp Каура Кендера и командные методы обоих
Причиной скандала стало назначение главой культурной (и как заметили обозреватели, единственной оставшейся «нежелтой») газеты Sirp Каура Кендера, принятое министром культуры от Партии реформ Рейном Лангом при участии близких к нему лиц из этой же партии – Р. Розиманнуса, К. Михала и проч.
Этому назначению предшествовал отказ возглавлять газету ее прежнего главного редактора Каарела Таранда, объяснявшего свое решение в частности нежеланием Министерства культуры увеличить бюджет издания. Каур Кендер был назначен министром Рейном Лангом в приказном порядке, без конкурса. За этим последовало увольнение из редакции ряда журналистов прежней команды, включая довольно известных.
Командный способ назначения нового редактора газеты Sirp и такой же стиль поведения самого этого редактора Каура Кендера, названный бывшим ректором Таллиннского университета Рейном Раудом «большевистским», вызвал в эстонской культурной среде активные протесты. Теме разгоревшегося скандала было посвящено более десятка статей. Они усилили критику как самого реформистского министра культуры, набравшего на прошедших выборах скандально малое число голосов (29), так и Партии реформ в целом. Скандал вокруг Sirp стал поводом для требования в Рийгикогу отставки министра Рейна Ланга, которое инициировали соцдемы и поддержал ряд других партий - от IRL до центристов.
К отставке Ланга призывают соцдемы, только что блокировавшиеся с реформистами
Можно отметить противоречивость выступления соцдемов против Ланга и их антиреформистской риторики. Последняя выглядит забавно в свете тактики партии на только что прошедших местных выборах, где социал- демократы не только действовали в целом по реформистско-IRLовскому сценарию выборов , направленному в основном против центристов, но и прямо блокировались с реформистами - например, в Таллинне. Выборная связка Валдо Рандпере-Андрес Анвельт в Таллинне даже вызвала к жизни афоризм – «хочешь получить Ансипа – голосуй за Анвельта».
Теперь - месяц спустя - соцдемы вдруг стали активными «антиреформистами» и зачинателями отставки скандального министра… Это говорит скорее всего о приятии «левыми» соцдемами риторики эстонского консерватизма и их готовности участвовать в IRLовском сценарии преобразования нынешней коалиции.
IRLовская критика реформистов. Чем Таранд или Херкель лучше Ланга?
Наиболее важный, по-видимому, момент развернутой кампании против Ланга состоит в том, что критика реформистского министра и самой Партии реформ ведется со стороны IRL и в рамках риторики именно этой партии. В этой риторике (в которой центристам, естественно, отводится лишь негативная роль ) очевидна тенденция перегруппировки правой коалиции – именно «сдачи» Партии реформ при выведении из-под удара IRL.
Указанная IRLовская риторика уже имела место как на прошедших только что местных выборах, так и до них. Начиная с протеста против «лживой политики» осенью прошлого года (к которой IRL как будто никакого отношения не имел), реформисты критиковались в целой серии кампаний – вплоть до кампании «мы не верим Партии реформ», которая при этом подразумевала, что верить следует не кому-нибудь, а лишь IRL.
Тенденция активного протежирования правой коалицией IRL стала особенно заметна на прошедших выборах. Правая идеологическая машина все больше работала уже не на реформистов, но на IRL – прежде всего, на Кросса, кампанию которого характеризовала более шовинистическая риторика. Она имела свой результат: повышение рейтинга IRL в определенных слоях эстонского электората, в особенности, в эстонской деревне – кстати, немало пострадавшей от IRLовских (лааровских) экспериментов. Теперь эстонским селянам доказывается, что в этих экспериментах были виноваты только реформисты…
В официальной интерпретации скандала вокруг газеты Sirp IRLовская пропаганда распространяется уже на интеллигенцию. Поддержка реформистов еще более падает, рейтинг же партии Лаара, Веллисте и Кросса, как и следовало ожидать, поднимается все выше.
Цель перемен по-IRLовски: после провала реформистов «правое дело» продолжат IRL и соцдемы
Следует ли принять IRLовскую критику реформистов, а с ними и IRLовские иллюзии? Один из важных козырей этой IRLовской критики – якобы «большевизм» реформистов (как, впрочем, и центристов), связь реформистов «с коммунистическим прошлым», которого у "правильного" IRL якобы нет. При этом забывается, что помимо большевиков в Европе были и иные авторитарные и тоталитарные группировки – в том числе IRLовского (консервативного) образца – начиная с Муссолини, Франко или партий довоенной Эстонии эпохи Молчаливого времени, говорить о недостатках которых в рамках «отечественного» консерватизма не принято.
Главная задача IRLовской критики Партии реформ (к которой присоединятся и соцдемы) - потопление этой партии, недопущение к власти центристов и выдвижение на главное место в правой коалиции IRL.
Если этот IRLовский (и отчасти соцдемовский) план удастся, то место Рейна Ланга на посту министра культуры Эстонии смогут занять, например, такие фигуры, как Каарел Таранд, Яак Аавиксоо или даже Ээрик-Нийлес Кросс - под идейным патронажем Андреса Херкеля или даже… Марта Лаара. Насколько хорош Ээрик-Нийлес Кросс, всем, знающим данную фигуру, должно быть понятно. Каарела Таранда вполне характеризует критика им Народного фронта Эстонии с позиции Комитетов граждан и выступление против финансирования Русского театра.
В этой связи можно заметить странность новой программы Sirp от протеже Рейна Ланга Каура Кендера, в которой последний зачем-то использовал странно звучащее для эстонского уха (и отсылающее к истории футуризма в России) слово Za/um («Заумь»). Примером Зауми из книги Льюиса Кэролла (в переводе на русский Д. Орловской) однако может быть описана и критика реформистов самими правильными IRловцами: «И хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове».