Cообщи

Префект: лжеполицейские — психологи и хорошие ораторы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
По словам Идаского префекта Валло Коппеля, жертвами мошенников становятся русскоязычные пожилые люди.
По словам Идаского префекта Валло Коппеля, жертвами мошенников становятся русскоязычные пожилые люди. Фото: Ирина Токарева

Лжеполицейским все еще удается выманивать у пожилых людей крупные суммы денег, последний такой случай зафиксирован 15 нояб­ря: пенсионерка из Силламяэ заплатила мошенникам 1600 евро, чтобы спасти от тюрьмы близкого родственника, якобы ставшего виновником дорожной аварии.


Идаский префект Валло Коппель говорит, что хотя в последнее время пострадавших от лжеполицейских меньше, необходимость предупреждать людей о подобных мошенничествах не отпала.

Можно ли сказать, что такие мошенничества в Эстонии — одни из самых распространенных?

Тема лжеполицейских, действительно, остается актуальной, хотя она в Эстонии далеко не нова. Эти мошенничества начались в 2008-м и особенно активизировались в 2009 году. Затем время от времени появлялись все новые «волны» лжеполицейских, которые каждый раз прибывали в Эстонию из Литвы.

Преступный почерк за эти годы не менялся: звонок на настольный телефон с сообщением, что близкий родственник стал виновником ДТП и ему грозят серьезные проблемы, заставляет пожилого человека хвататься за сердце. Часто стоит мошеннику произнести «ваш внук попал в аварию», как бабушка тут же сама называет имя этого внука. Детали истории могут быть разными, но неизменным остается требование крупной суммы денег в короткий срок.

Сначала мошенники требовали кроны, затем евро, но суммы примерно одинаковые — от тысячи до 10 000 евро. В Ида-Вирумаа наиболее крупные суммы, которые мошенникам удалось выманить у пенсионеров — 6000 и 9000 евро. Уголовных дел много, следствие по ним до сих пор ведется. В нашем регионе большинство пострадавших — женщины в возрасте от 73 до 95 лет, есть и двое мужчин — 49 и 66 лет.

Жертвами мошенников становятся только русскоязычные пенсионеры или эстоноязычные тоже?

В качестве жертвы мошенники выбирали из телефонных справочников людей с русскими фамилиями. Вероятно, это связано с тем, что мошенники — литовцы, и они понимали, что было бы странно, если бы они представлялись эстонскими полицейскими и при этом говорили с эстонцами по-русски.

Мошенники вычисляют пожилых людей, во-первых, по наличию настольного телефона, которым в наше время пользуются в основном пенсио­неры. Во-вторых, звонят они в дневное время, когда работающих людей нет дома. Пенсионеры берут трубку, и их сразу же начинают психологически обрабатывать. Как ни неприятно это признавать, но пожилые люди верят, что полицейские могут потребовать взятку.

Эта вера может быть связана с тем, что настоящие дорожные полицейские в Эстонии и, в частности, в Ида-Вирумаа, берут взятки?

В Эстонии были времена, когда взятка дорожному полицейскому не была исключительным случаем. Но я считаю, что сейчас это перестало быть серьезной проблемой — после ряда довольно громких судебных дел и особенно после того, как несколько лет назад получили наказание в суде таллиннские дорожные полицейские. Конечно, редкие случаи могут быть. Но независимо от того, настоящий или лжеполицейский требует деньги, общество не должно относиться к этому терпимо. Необходимо сообщать об этом в полицию.

Мы должны понять, что, соглашаясь передать крупную взятку, мы тем самым поддерживаем преступников и становимся их соучастниками.

Чем объясняется, с психологической точки зрения, что люди верят лжеполицейским, даже несмотря на неоднократные разъяснения, которые полиция делала через прессу? Может быть, мошенники владеют гипнозом?

Да, бывают случаи, когда мошенникам верят даже те пенсионеры, которые знакомы с информацией о лжеполицейских. Например, одна из пострадавших в этом году, пожилая женщина, до этого дважды отказывалась платить мошенникам и была в курсе ситуации.

Это не гипноз, но в случае лжеполицейских мы имеем дело с очень хорошими ораторами, которые умеют убедить человека, что авария действительно произошла. Начиная обрабатывать пожилого человека, мошенники дают ему очень мало времени на раздумья: если через два часа не заплатите — будет поздно, ваш внук окажется в тюрьме. И это срабатывает.

К счастью, за последние пять лет ситуация изменилась: статистика позитивная, люди все чаще отказываются платить мошенникам, чаще сообщают об их звонках в полицию, что помогает задерживать мошенников. Но хочу обратиться ко всем: поговорите с вашими близкими пожилыми людьми, предупредите их об опасности.

Наверх