Урве Пало: борьба за детские пособия

, Депутат Рийгикогу от Социал-демократической партии
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Урве Пало.
Урве Пало. Фото: SCANPIX

Размер детского пособия в Эстонии остается неизменным уже десять лет. Если правительство продолжит в том же духе, то можно не сомневаться, что в будущем статьи доходов в госбюджете в лучшем случае будут стоять на месте, а в худшем — сокращаться. При этом из-за стареющего населения статьи расходов будут только расти, считает депутат Рийгикогу Урве Пало (СДПЭ).

В Эстонии размер пособия на первого и второго ребенка остается неизменным уже десять лет — 19,18 евро. Несмотря на то, что объем государственного бюджета за эти годы вырос почти в три раза, наше детское пособие сродни стрелкам сломанных часов: время бежит, а они грустно стоят на одном месте.

Не утешает и то, что беднейшие семьи могут получить дополнительные 9,59 евро в месяц «по необходимости», если заполнят соответствующее ходатайство. К тому же для того, чтобы получить эти крохи, нужно раз в три месяца ходить в социальный отдел местного самоуправления и доказывать, что ты живешь в сравнительной бедности. Иными словами, чтобы «заслужить» у государства эту крохотную подачку, семья должна сначала оказаться за чертой бедности.

Я категорически против такого подхода. Пособие «по необходимости» государство сегодня выплачивает 3250 оказавшимся в тяжелом положении семьям вмес­то запланированных 30 000. Это говорит о том, что родители скорее махнут рукой на эту подачку, выпрашивать которую ниже их достоинства.

Таким образом, многие женщины принимают решение не рожать, поскольку не хотят рис­ковать и оказаться за чертой бедности. Проведенные в Европе исследования показывают, что детской бедности меньше всего в тех странах, где выплачиваются универсальные детские пособия, а также предлагаются услуги, поддерживающие родителей на рынке труда, включая мес­та в детских садах. При универсальной схеме расходы на воспитание детей отчасти поделены между всем обществом. Универсальные детские пособия — это не только деньги, это еще и отношение государства, которое подтверждает, что будущее Эстонии зависит от детей, причем речь идет о всех детях.

Однако правящий союз придерживается совсем другого мнения. Знаменосцем здесь выступает премьер-министр, который уже в 2008 году объявил, что выплачивать детское пособие — все равно, что «сбрасывать деньги с самолета», и 80 процентов наших детей вообще не должны получать поддержку от государства.

На основании чего премьер-министр решает, что поддерживать нужно только некоторых детей? Где провести черту? Сегодня пособие больше чем 19,18 евро получают третий ребенок в семье и все последующие дети, которых у нас около 22 000, а также дети, которым выделяют ту самую крохотную подачку «по необходимости». Вместе эти две группы образуют чуть более 10 процентов от общего числа детей в стране. В Эстонии же всего более 256 000 детей до 19 лет, большая часть которых из-за идеологии Партии реформ и IRL вынуждена по-прежнему довольствоваться 19,18 евро в месяц.

Не являются достоверными и утверждения, будто бы у государства нет денег на увеличение детских пособий. В 2000 году семейные пособия составляли 1,4 процента от ВВП, сегодня — всего 0,5 процента. В случае утроения детского пособия мы дошли бы до уровня в один процент. В Северных странах, например, на поддержку семей с детьми направляют три и более процента от нацио­нального богатства. В то же время рождаемость низкая именно в тех странах Южной и Восточной Европы, где детские пособия или очень маленькие, или только «по необходимости».

Кстати, когда правительство несколько лет назад решило увеличить расходы на оборону до двух процентов от ВВП, никто не спрашивал, откуда возьмутся эти деньги. Их нашли, поскольку посчитали это важным.

Во время второго чтения бюджета социал-демократы сделали коалиции компромиссное предложение — отказаться от идеи снизить в 2015 году ставку подоходного налога на один процент. Это принесло бы в бюджет государства 75 млн евро, что позволило бы поднять пособие на первого и второго ребенка до 48 евро в месяц.

Ведь от такого снижения подоходного налога работник, получающий «минималку», выиграет всего 1 евро, учитель — около 6 евро, а премьер-министр — 48 евро в месяц. В то же время рост детского пособия принес бы семье с двумя детьми дополнительно более 57 евро в месяц, или около 700 евро в год!

Увы, наше предложение коа­лиции не подошло, что лишний раз доказывает, что дело не в деньгах, а в принципиальных позициях.

Сегодня фертильного возраста достигло достаточно многочисленное поколение 1970-80-х годов, но детей все равно рождается мало. Огромная проб­лема — то, что в семьях не рождаются даже первые дети, что уж говорить о вторых и третьих.

Но еще не поздно. И у государства есть возможность дать семьям чувство уверенности, что они смогут вырастить своих детей. Каждый ребенок, рожденный сегодня и получивший образование в соответствии со своими способностями, создаст дополнительную ценность в будущем, внося вклад в развитие экономики и рост бюджета государства. Все это так просто.

Но если правительство будет продолжать в том же духе, что и до сих пор, то можно не сомневаться, что в будущем статьи доходов в госбюджете будут стоять, подобно стрелкам сломанных часов. А из-за стареющего населения расти будут лишь статьи расходов.

Ночные заседания в Рийгикогу на этот раз закончились, но борьба социал-демократов за увеличение детского пособия продолжается.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх