Из-за поправки к закону могут лишиться статуса два города

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
С наступлением темноты можно заметить, как много темных окон в домах городка Калласте — во времена переписи народонаселения 1970      года здесь проживало 1800 человек, в январе нынешнего года, согласно данным Департамента статистики, здесь насчитывалось 814 жителей.
С наступлением темноты можно заметить, как много темных окон в домах городка Калласте — во времена переписи народонаселения 1970 года здесь проживало 1800 человек, в январе нынешнего года, согласно данным Департамента статистики, здесь насчитывалось 814 жителей. Фото: Яссу Хертсманн

В соответствии с новым порядком понятие «поселок сельского типа» будет упразднено, все такие населенные пункты станут поселками городского типа или деревнями.

В соответствии с подготовленной Министерством внутренних дел поправкой к закону все поселки сельского типа (alevik) будут преобразованы в поселки городского типа (alev) или деревни (küla). После принятия поправки города Калласте и Мыйзакюла могут быть «разжалованы» в поселки городского типа, а поселок Хаабнеэме может получить статус города.

Ситуация, сложившаяся сейчас с местными самоуправлениями, такова, что отсутствует четкое представление о том, что можно считать городом, поселком городского типа или поселком сельского типа. Так, например, деревня Вахи близ Тарту с 1620 жителями или поселок сельского типа Хаабнеэме, в котором проживает 5634 человека, значительно больше, чем города Мыйзакюла и Калласте, в которых, согласно регистру народонаселения, проживает соответственно 899 и 963 человека.

Будет упразднено понятие «alevik»

Отправленная на согласование поправка к закону об изменении административного деления территории Эстонии предусматривает, что самоуправления смогут до 2019 года сами решить — менять  им свой статус или нет. Если такого решения не будет, в 2018 году министр по делам регионов проверит, соответствует ли закону тип административной или населенной единицы. Соответствующие преобразования должны быть закончены к 1 января 2019 года, и очевидно, что 186 поселков сельского типа станут поселками городского типа или деревнями. А понятие «alevik» — поселок сельского типа — будет упразднено.

До сих пор поселком сельского типа считался населенный пункт, в котором проживало 300-1000 человек, если же в поселении проживало более 1000 человек, оно претендовало на поселок городского типа. Впредь все населенные пункты, в которых проживает не менее 300 человек, смогут стать поселками городского типа. Сейчас в Эстонии всего 12 поселков городского типа, из них только поселок Вяндра является самостоятельным самоуправлением.

Населенный пункт — нынешний поселок сельского типа или будущий поселок городского типа — может лишиться статуса поселка, если в нем проживает менее ста человек, с другой стороны, деревня, в которой проживает более 300 человек, может вырасти до поселка городского типа.

Преобразования затронут и города — впредь городом может считаться поселение, в котором проживает не менее 5000 человек. Таким образом, поселки Пеэтри или Хаабнеэме в Харьюмаа могут претендовать статус городов. Городского статуса поселение лишится в случае, если численность населения упадет ниже черты в тысячу человек, как в случае с Калласте и Мыйзакюла. В Эстонии сейчас 47 городов, в их числе есть и другие, балансирующие, так сказать, на грани.

Впредь министр по делам регионов станет каждые пять лет проверять численность населенных пунктов по регистру народонаселения.

Город Калласте может стать волостью, являющейся одновременно поселком городского типа. В соответствии с законопроектом при определении типа населенного пункта — город и/или поселок городского типа — будут учитывать не только численность населения, но и историческую преемственность, и мнение совета местного самоуправления.

Правда, из законопроекта четко следует, что мнение городского или поселкового совета будет иметь рекомендательный характер, а окончательное решение останется за правительством. Кроме того, непонятно, что понимать под исторической преемственностью.

Председатель городского совета Калласте Федор Плешанков был удивлен, узнав о законопроекте. По его словам, статус населенного пункта не имеет особого значения. «Можно считать себя городским или сельским жителем, но Эстония такая маленькая страна, что, на мой взгляд, нет разницы, — сказал Плешанков, согласившись с тем, что Калласте уже не тянет на город. — Мы сами привыкли называть Калласте маленькой деревней».

Мэр Мыйзакюла Эрвин Тамберг надеется, что городок еще вырастет. «Я все время говорю, что надо пережить это время, а потом наступят лучшие времена, — сказал он. — Люди непременно начнут возвращаться в провинцию, если, конечно, Таллинн не будет заманивать разного рода льготами. У нас и предпринимательство восстанавливается».

Но если население будет продолжать сокращаться, то до какой черты оно должно дойти, чтобы Мыйзакюла перестал быть городом? «Если в городе останется 500 человек, что ж, тогда придется согласиться, что в нем живет слишком мало людей, чтобы считаться городом», — сказал Тамберг. Больше всего мэр озабочен не тем, останется ли Мыйзакюла городом или станет деревней, он боится слияния с каким-нибудь другим само-управлением. «Мы можем быть и поселком городского типа, но люди не хотят слияния», — отметил Тамберг.

Перспектива считаться городом радует не всех

По данным переписи населения, по состоянию на 31 декабря 2011 года в поселке сельского типа Пеэтри, который называют южными воротами столицы, проживало 4435 человек, в настоящее время, как сказал старейшина поселка Маргус Лаула, количество жителей Пеэтри достигло 5000 человек. Правда, министр по делам регионов за основу берет данные регистра населения, а в поселке, согласно этим данным, проживает все же меньше 5000 человек.

«Раньше это была деревня, но местное самоуправление приняло решение о ее преобразовании в поселок сельского типа. В деревне — дороги, а в поселке — улицы, и поэтому из госбюджета самоуправлению выделяется больше средств на уход за дорогами», — пояснил Лаула.

Старейшину поселка вовсе не радует перспектива обрести статус города, ведь из Таллинна люди переезжали не в город, а в деревню. «Мне бы хотелось и дальше жить в деревне», — сказал Лаула. Небольшие города и поселки сельского типа через пять лет изменят свой статус в принудительном порядке, однако поправка к закону предусматривает, что вопрос о преобразовании поселка городского типа с населением более 5000 человек в город будет решать местное собрание.

К рабочей группе, участвовавшей в разработке законопроекта, привлекли ряд ученых, начиная с профессора архитектуры и заканчивая специалистом по семиотике. Руководитель рабочей группы, профессор Тартуского университета, специалист по географии населения Рейн Ахас был удивлен, узнав, что региональный министр пошел по пути упразднения поселков сельского типа (alevik), а не поселков городского типа (alev).

Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту, слово «alevik» производное от слова «alev», кроме того, если человек живет в поселке сельского типа, то ему приятнее стать жителем поселка городского типа — более крупного населенного пункта.

«При обсуждении законопроекта членами рабочей группы приводился довод, что для эстонцев слово «alevik» звучит более привычно, чем «alev», к тому же в Эстонии относительно немного поселков городского типа», — сказал Ахас.

По словам Ахаса, рабочей группой не выработаны механизмы пересмотра видов населенных пунктов. «Четко прозвучала точка зрения, что никто насильно эти виды менять не будет — если в этом поселке городского типа или городе имеется действенное сообщество людей, которые хотят продолжать жить как город или как поселок, то с мнением местных жителей обязательно следует считаться», — пояснил он.

Никто ведь не испытывает сожаления, по словам Ахаса, что Калласте или Мыйзакюла — это города, поскольку с изменением названия меняется, на самом деле, немногое. «Разве государству больше нечего делать, кроме как думать, является ли Калласте городом? Если они хотят быть городом, то почему бы и нет», — полагает Ахас.

«Нынешние критерии очень уж размыты»

Станет ли город или поселок городского типа деревней или наоборот — в этом есть как плюсы, так и минусы. Во-первых, на содержание в порядке одного километра улицы в городах и поселках городского типа (сейчас и поселках сельского типа) государство выделяет денег в несколько раз больше, чем на обслуживание местных дорог.

При этом освобождение от уплаты земельного налога действует в городах, поселках городского или сельского типа или на территории с уездной или общей планировкой, предназначенной для плотной заселенности, в размере до 0,15 гектаров, в других местах — до двух гектаров. В то же время часть городов не может использовать определенные меры поддержки Европейского Союза, которые предназначены для развития сельских регионов.

По словам министра по делам регионов Сийма Кийслера, законопроект дает местным самоуправлениям длительный переходный период, в течение которого они смогут вносить предложения, к какому виду отнести свой населенный пункт в соответствии с его величиной.

«Министр по делам регионов вмешается только по истечении пяти лет, — сказал он. — Это действительно очень мягкий подход и, по моему мнению, нет смысла себя обманывать: если некий населенный пункт уже не город, значит, это уже не город. К сожалению, нынешние критерии очень уж размыты».

Виды населенных пунктов

К 2019 году поправка к закону упорядочит виды населенных пунктов. Ниже некоторые примеры:

• Из города в поселок городского типа (численность населения сократилась до уровня менее 1000 человек):

• город Мыйзакюла — 899 жителей*

• город Калласте — 963 жителя*

• Из поселка или поселка городского типа в город (численность населения достигла 5000 жителей):

• Поселок городского типа Хаабнеэме — 5634**

• Из поселка городского типа в поселок (поселки городского типа с населением более 100 человек):

• поселок городского типа Пеэт­ри в Харьюмаа — 4435 жителей**

• поселок городского типа Сангасте в Валгамаа — 245 жителей**

• Из поселка в деревню (поселки с населением менее 100 человек):

• конкретных примеров обнаружить не удалось

• Из деревни в поселок (численность населения достигла 300 человек):

• деревня Вахи в Тартумаа — 1620 жителей**

* В этих случаях приводятся данные регистра народонаселения по состоянию

на 1 января. Министр регионального развития принимает за основу определения вида населенного пункта данные регистра народонаселения.

** Данные переписи народонаселения, то есть по состоянию на 31 декабря 2011 года.

*** Решение вопроса о преобразовании поселков/поселков городского типа в города будет передано муниципальным собраниям.

Наверх