Министр культуры Рейн Ланг уйдет в отставку, к чему призывали и многочисленные деятели культуры, и парламентская оппозиция. Хотя вотум недоверия в Рийгикогу провалился, Ланг заявил, что продолжать работу не может. Это первый случай, когда Ланга настигает столь серьезная расплата, хотя своими неоднозначными поступками и эпатажными высказываниями он славится давно. «МК-Эстония» собрала десятку самых примечательных случаев.
ТОП скандальных историй с уходящим в отставку министром культуры
1999 год: получи, министр, гранату
Когда Ланг только-только стал министром культуры, ему тут же припомнили его слова, сказанные еще в 1999 году. Тогда в эфире радиопередачи Keskpäevatund он призвал кинуть гранатой в здание Министерства культуры, чтобы навести там порядок. Сотрудники министерства метафоры не поняли и решили обратиться в КаПо, посчитав, что такой публичный призыв можно квалифицировать по нескольким статьям Пенитенциарного кодекса. Под заявлением подписалось 30 работников Минкульта.
Сегодня по поводу той старой истории депутат парламента Юку-Калле Райд иронизирует: «Рейн Ланг по-своему осуществил свой старый совет бросить в Минкульт гранату: он сам вошел в министерство с гранатой в кармане, но, к сожалению, чека пропала, и уже скоро она взорвется».
2006 год: намордник для комментаторов
Занимавший в то время пост министра юстиции Ланг больше года безуспешно воевал с анонимными комментаторами, пытаясь их ограничить и взять под контроль. Законопроект получил название «Дельфийский». Хотя с самого начала боровшийся против него семиотик Михаил Лотман считал, что требовалось переименование.
«До сих пор мы постоянно говорили о «Дельфийском законопроекте». Так он и называется на сайте Министерства юстиции. Это неверно. Delfi не виновато, не виноват ни греческий оракул, ни соответствующий интернет-портал. Я считаю, что было бы справедливо назвать этот закон именем Ланга. Народ должен знать своих героев», - заявлял Лотман.
Февраль 2007-го: слово – не воробей
Министр юстиции Ланг разродился обличающей статьей в Eesti Päevaleht, где заявил, что самоуправления Ида-Вирумаа сплелись с организованной преступностью.
Тамошние деятели обиделись: мол, из-за огульного обвинения тень подозрений легла на всех. Ланг принялся оправдываться, говоря, что он имел в виду не весь Ида-Вирумаа, а конкретно город Кохтла-Ярве. «И также с некоторыми сделками в Йыхви очень запутанная история», - сказал тогда Ланг.
Май 2007-го: теория заговора
Еще не улеглись страсти по поводу «бронзовых ночей», как Рейн Ланг заявил, что апрельские беспорядки – сущие пустяки по сравнению с тем, что планировалось на 9 мая. По словам Ланга, намечался – ни много ни мало – государственный переворот со свержением правительства. При этом, как отметил Ланг, беспорядки намечались задолго до того, как на Тынисмяги установили палатку и начали раскопки, что завершилось в итоге переносом Бронзового солдата.
Тогда же он добавил, что беспорядки оказали Эстонии своеобразную услугу, поскольку позволили органам охраны правопорядка собраться с силами и сорвать планы на 9 мая. А это, в свою очередь, стало благодатной почвой для спекуляций о том, что апрельские события были намеренно спровоцированы правительством.
Июль 2007-го: зиг хайль, Рейн!
Если большинство историй с Лангом носят местечковый характер, то эта прославила его далеко за пределами Эстонии. Свой 50-й день рождения министр юстиции отметил в тартуском ресторане, где гвоздем программы стало представление «Адольф», а гостей попросили одеться в стиле пивных подвальчиков Мюнхена 30-х годов ХХ века. Флаг со свастикой на сцене и прочее родили скандал в считанные секунды. Хотя сам Ланг подчеркивал, что это не стильная вечеринка, мундиры и сопутствующая им символика на празднике не ожидались.
Читайте статью целиком на mke.ee.