Cообщи

В оруской питьевой воде обнаружили вдобавок к бензолу фенолы

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Вода. Иллюстративный снимок.
Вода. Иллюстративный снимок. Фото: TOOMAS HUIK/PM/SCANPIX BALTICS

В результате анализа питьевой воды в Оруской части города Кохтла-Ярве, выполненного в ходе осуществляемого Департаментом здоровья надзора, наряду с повышенным содержанием бензола обнаружили и фенолы, которых там вообще не должно быть. Водоканал обещает в качестве временного решения установить в скважине не позднее чем к середине января угольный фильтр, а также продолжить доставку воды.

ТОО Järve Biopuhastus уже четвертую неделю ежедневно привозит в Орускую часть города Кохтла-Ярве чистую питьевую воду – с того момента, как выяснилось, что вода местной скважины содержит опасного бензола в тридцать раз больше допустимого, пишет «Северное побережье».

«Каждый день ходим за водой, с тремя пятилитровыми канистрами, – сказала проживающая в Ору Ирина Борискова. – В магазине тоже воду покупаем, ведь из цистерны приносим с промежутком в сутки, а если вода долго простоит в канистре, то пить ее уже не хочется. Для мытья используем воду из крана – правда, ребенок ею не моется».
По словам Борисковой, вода из кранов в Ору воняла уже давно. «Раньше, лет двадцать назад, у нас была очень чистая и хорошая вода, но уже давно она имеет сильный химический запах».

Нина Кузьмина работает в Тойла. Работа посменная, так что к тому времени, когда в Ору раздают питьевую воду из цистерны, она зачастую домой не успевает.

«Покупаю воду в магазине или привожу из Тойла в канистре. Воду из-под крана пить не хочется, у нее сильный привкус», – сказала она.

Несмотря на бесплатно подвозимую воду, питьевая вода в канистрах в оруском магазине тоже пользуется спросом. «Раньше покупали примерно по 30 канистр в неделю, а теперь заказываю на неделю целый поддон, то есть 105 канистр», – рассказала завмагазином Ольга Павлова.

В оруский детсад Järve Biopuhastus привозит ежедневно по цистерне воды, которую там тоже хранят в выданных водным предпринимателем канистрах.

«При готовке используем только эту воду, а руки дети могут мыть все же водой из-под крана, – говорит заведующая Светлана Логинова. – Воду из-под крана наши дети здесь никогда не пили – для этого всегда брали кипяченую воду из кухни, так что в этом смысле ничего для детей не изменилось».

Орусцы к сложившейся ситуации относятся с пониманием. Обсуждая между собой положение, они называют виновниками загрязнения старый торфокомбинат, автобусную фирму или гаражное товарищество. Однако больше всего головной боли доставляет неизвестность: как долго еще продлится такая ситуация.

ТОО Järve Biopuhastus собирает сейчас угольный фильтр, с помощью которого можно будет очистить питьевую воду как от бензола, так и от других опасных соединений.

«Каркас уже имеется, уголь заказан и в ближайшие дни должен прибыть на место», – уверена директор водного предприятия по производству Андра Парнамяэ, что удастся, очевидно, сделать настолько маленький угольный фильтр, что он поместится в здании насосной.

Монтаж и установка устройства потребуют времени, однако не позднее конца второй недели января оно уже должно заработать. Но нет еще ясности, как долго будет работать этот фильтр, что делать с возникающими отходами.

Одновременно в сотрудничестве с учеными Таллиннского технического университета занимаются поиском другого решения, основанного на ультрафиолетовом излучении.

По словам Андры Пярнамяэ, речь идет о совершенно новой японской технологии, ранее использовавшейся только в космических технологиях. «Ультрафиолетовыми LED-лампами воду освещают в присутствии титанового катализатора, – пояснила она, что ранее такой способ использовали только при очистке сточной воды и опыты в этой области намеревались начать также таллиннские ученые. – По времени совпало, что они только что построили эту опытную установку и, услышав о нашей проблеме, оказались готовы опробовать ее на питьевой воде. Судя по выполненным в Японии лабораторным опытам, эта технология должна хорошо подойти для отделения бензола».

Результаты опытов и необходимых расчетов должны выясниться к концу января. Внедрение данной технологии обошлось бы, разумеется, очень дорого, и если угольный фильтр оправдает себя в качестве временного решения, то им и ограничатся.

«Доставку чистой воды цистерной все равно продолжим в качестве запасного варианта. Когда сильно похолодает, попробуем перенести раздачу воды в наш клиентский отдел в Ору», – пообещала Пярнамяэ.

Каким окажется окончательное решение оруской проблемы питьевой воды – будет ли это новая скважина или же водяная труба из Йыхви в Ору, выяснится, когда станет известно, откуда идет загрязнение и как оно проникло в грунтовые воды.

«Инспекция окружающей среды занимается выяснением причин попадания бензола в воду, однако пока ясности нет, – говорит советник инспекции по связям с общественностью Лейли Туул. – Сейчас нет никаких указаний на то, чтобы откуда-то добавлялось загрязнение, то есть мы полагаем, что речь идет о последствиях чего-то старого. Пока не известно также, насколько велико это загрязнение и на каком участке оно может наблюдаться».

По словам Туул, сейчас ищут фоновую информацию и привлекают экспертов. «Трудно прогнозировать, сколько времени потребуется на выяснение», – отметила она.

В середине декабря Департамент здоровья в ходе надзора взял в Ору новые пробы воды. Руководитель департамента по связям с общественностью Ийрис Салури сказала, что, по данным анализа, содержание бензола превышало норму в воде скважины в 50 раз, а в воде из-под крана – в 10 раз. В воде содержалось также больше нормы фенолов.

«Мы закажем дополнительный анализ воды, в том числе определение всяческих канцерогенов, чем в ходе обычного глубокого анализа вообще не занимаются, ведь в питьевой воде их быть не должно», – сказала Андра Пярнамяэ.

По ее словам, наличие фенолов в питьевой воде подтверждает, что речь идет, вероятно, о загрязнении, оставшемся с советского времени: «Такое загрязнение исходит, очевидно, из сланцевого масла, которое в то время в основном использовали в котельных в качестве топлива».

Наверх