Прощание с этим годом и прощание навсегда

Елена Скульская
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Адольф Кяйс
Адольф Кяйс Фото: Arno Saar/Õhtuleht

Давайте вспомним сегодня тех, без кого наша жизнь станет беднее. С кем-то из них мы были знакомы лично, а кого-то видели только на экранах и на сценах, сидя в зрительном зале.

В этом году мы впервые почти за сорок лет будем смот­реть в новогоднюю ночь «Иронию судьбы», зная, что Юрия Яковлева, привившего нам неприязнь к заливной рыбе и нежность к тепленькой водичке, уже нет на свете. Нет великого артиста, игравшего роли комические, сатирические, трагические — от князя Мышкина до царя Ивана Васильевича, вместе с которым мы бы с радостью потребовали «продолжения банкета».

Уже никогда не споет песню Бумбараша Валерий Золотухин — пора­зительный артист, певец, писатель, в чьих Дневниках запечатлелась эпоха Театра на Таганке, характеры Владимира Высоцкого, Юрия Любимова, Леонида Филатова. Почти пятьдесят лет назад он начал на на Таганке с лирико-шутовского Водоноса, был удивительным Петей Трофимовым, доктором Живаго. Много лет продолжалась наша дружба, я написала предисловие к последнему его тому, должна была приехать на презентацию книги...

Сегодня тру­дно понять, какую огромную роль сыграл бесстрашный поступок замечательной поэтессы Натальи Горбаневской, вышедшей в 1968 году с еще семью правозащитниками на Красную площадь в знак протеста против вторжения советских войск в Чехословакию. Ее стихи высоко оценивал Иосиф Бродский.

Два года назад Горбаневская согласилась войти в состав жюри «Русской Премии», где мне довелось работать с ней и соприкоснуться с неизменно чистой и честной, немеркнущей заинтересованностью в талантливом слове. Она умерла внезапно, над рукописью.

В новогодние дни, может быть, покажут еще один незабываемый фильм — «Берегись автомобиля», где мы в который раз увидим Ольгу Аросеву. Она была легендарной пани Моникой из легендарного же телевизионного кабачка «13 стульев», она сыграла десятки характерных ролей в театре Сатиры, она снималась до последнего дня жизни, играла в антрепри-
зах и охотно появлялась в разных телевизионных передачах. О ней можно сказать, что она умерла на съемочной площадке.

Написав слово «антреприза», я сразу вспомнила о трагической нашей таллиннской потере — Адольфе Кяйсе. С каждым днем все люди, хоть немного знавшие его, понимают, что на его место не придет никто: никто не будет так бескорыстно, так талантливо любить театральное искусство, воспринимая и чужие удачи как свои личные достижения.

То, что он ставил сам — его последний спектакль «Ужин на пятерых по-французски» продолжает с успехом идти на разных площадках, — и то, что он привозил на гастроли, всегда было отмечено его страстью: делиться со зрителями тем, что поразило и тронуло его
самого.

Совсем недавно ушла из жизни Вера Федорова-Сирина, произнесшая 65 лет назад первые слова на сцене Русского театра Эстонии. Впервые юбилей театра прошел без любимой актрисы. Кажется, еще совсем недавно она блистала в спектакле «Пока она умирала», а ее партнерами по сцене были Тамара Солодникова и Херардо Контрерас...

Любите ли вы пересмат­ривать старые замечательные фильмы? Может быть, в круг ваших интересов входит «Как украсть миллион» или «Лев зимой» или «Калигула»? Тогда вы вспомните великого, незабываемого, голубоглазого Питера О’Тула, чьими партнершами были Одри Хепберн и Кэт­рин Хепберн, а сам он всегда поражал аристократичным, изысканным обаянием, которое порабощало его поклонников и поклонниц во всем мире.

На взлете ушел из жизни редкостный актер Андрей Панин, проблиставший в «Водителе для Веры», «Свадьбе», «Дне полнолуния»...

Уходящий год не дал гениальному режиссеру Алексею Герману побывать на премьере своего последнего фильма «Трудно быть богом». Алексей Герман изменил, преобразил не только российский, но и мировой кинематограф своими картинами «Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Хрусталев, машину», проведя зрителей по тем кругам ада, которые всегда выпадают на долю думающих и чувствующих, но почти не поддаются кинематографическому описанию. Алексей Герман много лет назад в нашем доме говорил о полной свободе, без которой немыслима жизнь художника, и он снимал совершенно свободно — и когда ему запрещали, и когда ему разрешили.

Умер писатель Борис Васильев, чья повесть «А зори здесь тихие» стала вехой в литературе о войне, легла в основу знаменитого спектакля Театра на Таганке и популярнейшего фильма, в котором играла Ольга Остроумова, Елена Драпеко и другие видные актрисы и актеры. В этой повести впервые главное внимание было сосредоточено не на доблести и героизме, а на жалости к тем, кого война заставила быть героем.

Не стало выдающегося режиссера Петра Тодоровского, утонченного лирика, снявшего «Военно-полевой роман», «Интердевочку», «Анкор, еще анкор!». И не стало режиссера спорного, но необыкновенно яркого, ни на кого не похожего — Алексея Балабанова, фильмы которого всегда вызывали интерес у широкого зрителя. Последний его фильм «Я тоже хочу» был о бессмысленности человеческого бытия.

Умер легендарный американский пианист Ван Клиберн, ставший в 1958 году в 23 года победителем конкурса имени Чайковского в Москве.

Ушла из жизни выдающаяся женщина-политик Маргарет Тэтчер, бывшая образцом изысканности и железной твердости для многих политических деятелей.

Список потерь и утрат уходящего 2013 года огромен. Я назвала лишь несколько имен, которые, как мне кажется, известны и дороги очень многим. И помнить их будут долго — перечитывая книги, пересматривая фильмы, вспоминая спектакли и думая об их делах.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх