Избранный в понедельник новый лидер таллиннских социал-демократов Райнер Вакра рассказал Postimees о своих видах на русскоязычного избирателя.
Вакра: нарастающее в обществе недовольство не зависит от национальности
Для русскоязычного избирателя вы — фигура достаточно незнакомая. Как бы вы могли коротко представить себя нашим читателям?
Я годами участвовал в управлении Таллинном, шесть лет был старейшиной Нымме. Сейчас я работаю в Рийгикогу и являюсь руководителем спецкомиссии по расследованию произошедшего с фондом VEB, а также членом комиссии по вопросам окружающей среды. А еще я человек, которому нравится запросто обмениваться мнениями с людьми на рынке. В свободное время меня проще всего встретить на беговой дорожке или в спортзале.
Несмотря на то, что в команде социал-демократов на местных выборах в Таллинне было много симпатичных и компетентных людей, ваш результат, как в целом, так и в части голосов русскоязычного населения, не оправдал ожиданий. Чем вы это объясняете?
Все оппозиционные партии слишком легко сдались и махнули рукой на саму возможность победить на выборах в Таллинне. В ходе кампании, которая превратилась в балаган и обмен громогласными обвинениями, были забыты вопросы устройства жизни таллиннцев. Нужно понять, что вместо распития капучино в предвыборных кафе нужно, так сказать, пахать и прислушиваться к людям. Только так можно донести до них свои мысли и идеи. Наша цель — объединить эстонскую и русскую общину.
Как вы в ближайшем будущем собираетесь повышать свою популярность в глазах русскоязычного избирателя столицы? Какие ожидания этой части населения, на ваш взгляд, не в силах удовлетворить Центристская партия?
Следует положить конец противостоянию эстонцев и русских и запугиванию нас друг другом. Тактика сегодняшней центристской власти Таллинна состоит в том, чтобы говорить в русских СМИ одно, а в эстонских — другое. Это неправильная и недальновидная политика.
Одним из ее примеров является тема русских школ, которую все власти предержащие используют для очернения друг друга, вместо того, чтобы искать решение проблемы. Дети и учителя превратились в заложников политической ситуации.
По-моему, во избежание дальнейшей сегрегации мы должны стремиться к положению, когда русские и эстонские дети будут ходить в одни детские сады и общаться между собой. Изучать язык в детском саду куда легче, чем во взрослом возрасте. Это я по собственному опыту знаю, поскольку я сам учил русский сначала в детском саду, а потом в школе, но поскольку у меня было мало практики, мой русский настолько заржавел, что теперь я вынужден учить его заново, в феврале приступаю. Такую же тактику нужно применять и в других областях, чтобы развивать межнациональное общение и не усугублять рознь.
Русский избиратель интересует вас прежде всего в связи с выборами в Рийгикогу в 2015 году, или вы ставите перед собой конкретные цели уже на кампанию перед выборами в Европейский парламент в мае нынешнего года?
Я с тревогой слежу за тем, как в обществе нарастает недовольство и неравенство. Из-за этого падает рождаемость и увеличивается эмиграция, поскольку многие люди вынуждены искать работу за пределами Эстонии. Народ устал от нынешней власти, это подтверждают и опросы общественного мнения. И это ощущение не зависит от языка или происхождения.
У эстонцев, русских, латышей, финнов одни и те же ожидания: они хотят иметь дом, нормальную работу, создать семью и гарантировать детям качественное образование. Я убежден, что Социал-демократическая партия обязана гарантировать каждому жителю страны, вне зависимости от национальности или домашнего языка общения, уверенность в будущем.