Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Петр Верницкий: о миграции и не только

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Петр Верницкий.
Петр Верницкий. Фото: SCANPIX

Бюджет, по которому Эстонское государство будет жить в 2014 году, — это яркий пример жизни за счет предыдущих поколений, людей пожилого, пенсионного возраста, считает профессор Высшей школы предпринимательства «Майнор» Петр Верницкий.

Приходилось не раз слышать от представителей финансовых госструктур мнение о том, что бюджет на 2014 год — это верх совершенства, продукт последовательно проводимой правящей коалицией консервативной бюджетной политики. Мол, мы живем по средствам за счет сегодняшнего дня и не лезем в карман будущим поколениям. Это можно расшифровать так: главное — всеми силами не увеличивать кредитную нагрузку на государство.

На самом деле структура госбюджета на 2014 год — это яркий пример жизни за счет предыдущих поколений, т.е. людей пожилого, пенсионного возраста, людей, которые на протяжении долгих лет вкладывали свой труд в экономику страны. Заложенное в бюджете повышение пенсий на 5,8 процента в 2014 году действительно наиболее высокое в Евросоюзе, если смотреть относительные цифры, но в абсолютном выражении — мизер, так как 5,8 процента от 100 евро это всего 5.8 евро, а те же 5,8 процента от 1000 евро уже 58 евро.

Поэтому без сравнения абсолютных величин средних пенсий в Эстонии и, например, в Финляндии или Германии делать какие-либо выводы некорректно, пенсионеры Эстонии как были, так и остаются одними из наиболее бедных в Евросоюзе.

Пока продолжается политика нищенских пенсий и недостаточного социального обеспечения населения, ни о каком изменении направления миграционного процесса в республике, когда сегодня количество уезжающих значительно превышает численность приезжающих, говорить не приходится. Люди работоспособного возраста уезжали на работу за границу, уезжают, и эта тенденция будет только нарастать.

Судите сами, отработав пять лет в соседней Финляндии, где и зарплата значительно выше, человек, уходя на заслуженный отдых, получит доход в размере более чем в два раза превышающем размер пенсии в Эстонии. Отсюда заранее предсказуемый ответ на вопрос: что делать здесь в Эстонии при таком уровне зарплат в настоящем и уровне пенсий в будущем? Ответ однозначен: делать нечего!

Поэтому в первую очередь необходимо было бы в расходных статьях бюджета отразить желае­мый рост социальной сферы во всем ее многообразии. В противном случае кризис на рынке труда Эстонии неизбежен. Возникает вопрос — где взять деньги? Ответ довольно прост — надо не кичиться перед ЕС своими макро­экономическими показателями, а проводить реальную политику, направленную на рост благосостояния населения.

Нужно привлечь деньги населения через механизм гособ­лигаций, т.е. осуществить внут­ренний заем на период, скажем, пять-десять лет. Облигации, с одной стороны, это инструмент получения дополнительного дохода для вкладчика, а с другой — инвестиционный инструмент с минимальным уровнем риска, особенно если это государственные облигации.

Побочный эффект от эмиссии гособлигаций, но не менее важный, это уровень доверия населения к экономической политике, проводимой государством. Сейчас наиболее подходящий момент для подобной акции, так как на фоне нищенских процентов по депозитам, предлагаемых банками, процентные ставки по облигациям могут быть достаточно невысокими. А что у населения деньги есть, свидетельствовала кампания банка Nordea, когда при трехпроцентном годовом доходе по годовому депозиту в отделениях банка выстраивались очереди на заключение срочных договоров.

Активизация политики взятия кредитов на международном уровне приведет в известных пределах к росту долга страны. Но зато полученные кредитные ресурсы, эффективно вложенные в экономику, позволят активизировать ее рост, повысят экспортный потенциал в будущем, а это, в свою очередь, позволит улучшить положение в социальной сфере. Ведь кризис не может продолжаться бесконечно, а будущее формируется уже сегодня.

Ссылки на принятие программы по «затягиванию поясов» в Финляндии, Италии, Франции несостоятельны, так как при уровне развития социальной сферы в этих странах действительно есть на чем экономить. У нас такой «подушки» нет, и поэтому кивать на заявления финских политиков в этом плане не стоит.

Заодно пройдут проверку на лояльность и доверие к экономике Эстонии местные толстосумы, делом, а не на словах доказав свое доверие. Тем более что надеяться в скором времени на светлое будущее, которое пророчат для экономики Эстонии штатные аналитики и иже с ними, не приходится.

Росту в четыре процента в 2014 году прос­то неоткуда взяться. Экономику в наступающем году ждут тяжелые времена. А цену оптимизму некоторых экономистов мы ощутили по прогнозам и результатам 2013 года. По ним можно констатировать либо фантастическую некомпетентность, либо примитивное «врут и не краснеют».

Эстонская экономика интег­рирована в международную экономику и, в частности, в экономику Евросоюза. Если во всех странах, куда на экспорт идет эстонская продукция, спад и рос­та экономики не предвидится, в том числе и на таком объемном рынке, как Северо-Запад России, то за счет чего будет расти экономика Эстонии? За счет внутреннего потребления? Это несерь­езно.

Население стареет, количество работоспособных людей уменьшается, количество незаполненных рабочих мест растет. Прогноз роста экономики должен строиться на реальных оценках, а не на фантазиях.

Ключевые слова

Наверх