Как Таборас Зверинцу проиграл

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Панорама Вильнюса со стороны гостиницы «Литва». Слева направо: стриптиз-клуб «Куколки» (Dolls), пешеходный Белый мост через реку Нерис и великолепный пример вильнюсского сталинизма, в помещениях которого базируется Союз либералов Литвы.
Панорама Вильнюса со стороны гостиницы «Литва». Слева направо: стриптиз-клуб «Куколки» (Dolls), пешеходный Белый мост через реку Нерис и великолепный пример вильнюсского сталинизма, в помещениях которого базируется Союз либералов Литвы. Фото: Михаил Колосок

Прогулка в столице Литвы по маршрутам, о которых туристы, вооруженные красочными путеводителями, могут даже и не подозревать, откроет для вас город с совершенно неожиданной стороны.

Стандартные туристические путеводители мало рассказывают о маршрутах, популярных среди местного населения Литвы.
Если вы направляетесь в Вильнюс не в первый раз, и романтика центральных улиц и площадей вас уже не привлекает, самое время выяснить, где еще могут одеться, пообедать и приятно провести время гости литовской столицы, а какие районы, наоборот, лучше объехать стороной.

Рынок Гарюнай

Для тех, кто откровенно скучает по канувшему в Лету таллиннскому рынку Кадака с его непредсказуемым ассортиментом, можно считать обязательным посещение рынка Гарюнай — крупнейшего рынка в Балтийском регионе, магнита для множества малых предпринимателей, в том числе эстонских. Поездку лучше планировать на первую половину дня, за исключением понедельника, когда рынок не работает: специальные автобусы отправляются от автовокзала в бизнес-парк Гарюнай (таково его официальное название) регулярно, начиная с шести утра.

Эти автобусы бесплатные, однако во всех остальных случаях общественный транспорт Вильнюса, в отличие от Таллинна, стоит денег.

Посещение рынка с его

10 000 торговых точек, расположенных прямо напротив теп­лоэлектроцентрали, подарит не только возможность полюбоваться на индустриальную картину проголодавшихся птиц, уныло порхающих с одной кучи производственных отходов на другую, но и ощущение причастности к движению польских и белорусских товаров на север. Все, что выставлено на прилавках Гарюнай, вы рано или поздно увидите на улицах города: далеко не весь Вильнюс одевается в брендовых магазинах.

Безусловно, время не стоит на месте, и Гарюнай с недавних пор может похвастаться новым крытым торговым павильоном со скромной, зато просторной столовой, в которой можно заметить деловых, как они себя чаще всего рекомендуют, людей, бряцающих золотыми часами и украшениями.

Волшебный киоск

Изучение окраин города вернет вас в девяностые годы, даже если вы не поедете в Гарюнай. Уютная провинциальная непосредственность, с которой у многих литовцев принято относиться к европейским нововведениям, спасла множество разбросанных по городу киосков, по сей день — невероятное для эстонца открытие — торгующих разнообразным алкоголем.

Если вы остановились в современном районе, в котором уличное пиво не выдержало конкуренции с кофе, не отчаивайтесь. Любители белорусского пива в пластиковой таре подскажут, как добраться до волшебных островков постперестроечного капитализма. Вождение автомобиля в нетрезвом виде недопустимо, поэтому ехать придется на желтом «Икарусе», позабытом в Таллинне задолго до получения титула Культурной столицы Европы.

Если алкогольным будкам в ближайшей перспективе ничего не угрожает, то с установкой будок с дежурными полицейскими у местных органов правопорядка иногда возникают трудности. Основная причина — Таборас, цыганский квартал на южной окраине Вильнюса, недалеко от аэропорта. Полицейскую будку там могут сжечь на следующий день после установки.

Видимость контроля над ситуацией создают периодические полицейские рейды, однако очередное заявление городских властей о том, что пятьсот человек, проживающих в таборе, будут в самое ближайшее время выселены, верится с трудом. Хорошая новость в том, что сегодня Таборас — пожалуй, единственное опасное место в некогда очень криминальном Вильнюсе.

Перенос Пушкина

Современные путеводители по Вильнюсу слабо ориентированы на приезжих, для которых «Пушкин — наше все», поэтому Литературный музей русского классика, открытый в районе Маркучяй (Маркутье), в усадьбе, принадлежавшей младшему сыну поэта, Григорию Александровичу, запросто может потеряться среди разноцветных страниц путеводителя, рассказывающих про то, где в городе можно выпить и полюбоваться пластикой обнаженных тел.

Даже перенос памятника Пушкину из старого города Вильнюса в Маркучяй в 1992 году особенного накала страстей не вызвал. Музей, тем не менее, работает по расписанию и вполне может послужить отправной точкой культурного знакомства с восточным Вильнюсом, счастливым обладателем живописных лесопарков.

К востоку от пушкинских мест, на холмах Бельмонта и обрыве Пучкоряй, культурная прогулка продолжается уже по реконструированным языческим достопримечательностям. Цивилизации кругом практически нет. Разве что кафе на краю обрыва Пучкоряй и ресторан под обрывом, в Бельмонте. И все же Бельмонт не в состоянии конкурировать с прозрачным воздухом лесопарков. Псевдоисторический, недавно реконструированный комплекс Бельмонта отчего-то наводит на мысли о бизнес-интересах завсегдатаев столовой рынка Гарюнай.

Человечный Зверинец

Вильнюс — провинциальный город, и организованные развлечения здесь останутся на уровне любой столицы небольшой восточноевропейской страны. Неудивительно, что старый город может наскучить за день-два. Преимущество же в том, что оказаться на природе, выйти из зоны автомобильных газов и шумов здесь ничего не стоит. Совсем как в Таллинне, только без грубого морского ветра.

Продолжая аналогию с Таллинном, стоит рассказать о районе Жверинас (Зверинец), застроенном дачами правящего класса сто лет назад. Он расположен к западу от старого города, на противоположном берегу реки Нерис.

Это местный Кадриорг, с деревянными и каменными дачами имперских времен, посольствами, но без президентского дворца. За последние десять лет большую часть Жверинаса привели в порядок, и сегодня там, где Радзивиллы охотились на дикого зверя, цены на недвижимость выше, чем в старом городе. Предельно человечная атмосфера двух-трехэтажных построек необычной для остального Вильнюса (речь идет самой русской во внешнем облике части города) архитектуры привлекает все больше иностранцев.

В отличие от центра, тут нет ощущения, словно тебе постоянно пытаются что-то продать. Раскинувшийся у начала проспекта Гедиминаса район идеально подходит как альтернатива гостинице «Литва», из окон которой Вильнюс можно посмотреть, хотя и не прочувствовать во всей полноте красок и запахов. Хотя бы потому, что в высотной «Литве» вам может достаться номер, в котором окна по какой-то восточноевропейской причине не открываются.

Ключевые слова

Наверх