![Ставший в этом году председателем совета RMK Мати Полли утверждает, что у него нет коммерческих интересов в лесном хозяйстве. Члены советов других предприятий с участием государства, в отношении которых возникают подозрения в злоупотреблении положением в этих советах, утверждают то же самое.](http://f9.pmo.ee/KaQE11e4cwOBVDYTzqmiY50yVJU=/1442x0/filters:format(webp)/nginx/o/2010/05/24/373557t1h6a2c.jpg)
В советах некоторых госфирм заседают люди, подозреваемые в содействии инвестиционному мошенничеству или близко связанные с коммерческими интересами конкурентов. Им доверено многомиллиардное государственное имущество.
В советах некоторых госфирм заседают люди, подозреваемые в содействии инвестиционному мошенничеству или близко связанные с коммерческими интересами конкурентов. Им доверено многомиллиардное государственное имущество.
Журналист считает удачей, когда к нему в руки попадают секретные бумаги. Этой зимой один предприниматель добыл для меня копию проекта решения, принятого советом Eesti Energia, в котором говорится о 1,5-миллиардной инвестиции в Ирускую станцию по сжиганию отходов.
Это было довольно интересное чтиво, из которого я узнал, что помимо бытовых отходов Eesti Energia собирается использовать щепу. За сжигание щепы государство выделяет неплохую дотацию, и получить ее, видимо, проще, чем мусор.
И если принять во внимание утверждение конкурентов Eesti Energia о том, что требуемых для Ируской станции 220 000 тонн бытовых отходов может не найтись, то ответ напрашивается сам собой. Энергетический гигант и не собирается добывать такое количество мусора. Вместо этого в топку пойдут десятки тонн древесины.
Из документа следует, что внутренняя норма доходности инвестиционного проекта при использовании щепы пополам с отходами составляет 11,2-15,4 процента. При сжигании одного только мусора — 18,8-23,4 процента. Бытовые отходы дают владельцу с инвестиции более высокую доходность.
Я не знаю, кто из восьми членов совета Eesti Energia снабжает конкурентов документами. Но факт, что кто-то это делает.
Как сохранить верность?
В обществе идут дискуссии, могут ли депутаты парламента входить в советы госфирм. Но при этом остается без внимания конфликт интересов людей, вошедших в эти советы. Члены советов как представители собственника должны действовать в интересах фирмы бескомпромиссно. Поэтому в отношении некоторых из них возникает вопрос: как им удается не смешивать столь разные роли?
Сейчас в совете Eesti Energia заседают три человека, в отношении которых возникают сомнения, в состоянии ли они хранить верность энергетической фирме. Так, источники, консультировавшие Postimees, сообщили, что член совета Eesti Energia Рейн Куусмик действует в интересах деревообработчиков. Будучи членом совета, Куусмик высказывался против намерения правления Eesti Energia сжигать щепу в нарвских котлах.
Известно также, что поначалу правление не соглашалось предоставить запрашиваемую им информацию о технологии сжигания щепы. Очевидно, у правления были опасения, что эта просьба противоречит интересами энергофирмы.
Прежде Куусмик руководил заводом по производству волокнисто-стружечной плиты Repo Vabrikud. В то же время в защиту Куусмика источники сообщают, что это специалист, который, правильно и точно ставя вопрос, не позволяет правлению энергофирмы, так сказать, садиться совету на голову.
То же можно сказать и о бывшем председателе совета Viru Keemia Grupp (VKG) Янеке Паркмане. В апреле 2009 года он ушел из VKG, а спустя полгода министр финансов назначил его членом совета Eesti Energia.
Что касается Паркмана, то источники сообщают, что он проявлял повышенный интерес к производству масел Eesti Energia.
Как известно, в производстве масел VKG является единственным отечественным конкурентом энергогиганта. Официально Паркман больше не связан с VKG. Но, как известно, старая любовь не ржавеет. Поэтому и здесь могут возникать сомнения.
Член совета Eesti Energia и депутат парламента Калле Паллинг прошлой зимой прилагал немалые усилия, чтобы в Рийгикогу прошла поправка к закону, урезающему дотацию, выплачиваемую Eesti Energia за щепу.
Речь идет о сотнях миллионов крон в год.
Специалисты утверждают, что Паллингом двигали не только государственные интересы, но и интересы концерна Veolia. Последнему принадлежит расположенная под Таллинном Вяоская теплоэлектростанция, которая как основное сырье использует щепу. Таким образом, Veolia является конкурентом Eesti Energia.
Вокруг Eesti Energia неустанно бьются разные группы с разными интересами. Последнее, между прочим, относится и к Центру управления государственными лесами (RMK), который в Эстонии, в своей области, является мощнейшим предприятием.
Частное и общественное
Где проходит черта между частными и общественными интересами? Прежний председатель совета Eesti Energia Урмас Сыырумаа сейчас строит свою энергофирму, которая, как он надеется, станет — ни больше ни меньше — самым влиятельным в государстве частным энергоконцерном.
В советах госфирм можно обнаружить немало людей, которые были связаны или связаны сейчас с конкурентами или бизнес-партнерами госпредприятий.
RMK формально не является коммерческим объединением, но функционирует как таковое.
Нынешней весной председателем совета RMK стал Мати Полли. Это уважаемый специалист, но он имеет долю в лесной фирме Metsatervenduse OÜ и является членом правления Союза лесной промышленности. Этот союз объединяет как местные, так и иностранные фирмы этого профиля и не скрывает, что его главная цель состоит в создании благоприятной коммерческой среды для своих участников.
Давнишним членом совета Eesti Post является Тауно Туула, который свой основной доход получает, возглавляя эстонскую ветвь торговли по каталогу Anttila. Говорят, что он — знаток своего дела, который в качестве представителя крупного клиента в совете почтовой фирмы контролирует эту деятельность.
Членом совета Tallinna Sadam помимо прочих является Вейко Тишлер, который еще в прошлом году входил в круг владельцев терминала Alexela.
С интересами крупного владельца Alexela Хейти Хяэля связан и другой член совета порта — Ээрик-Нийлес Кросс, который является членом совета связанной с Хяэлем фирмы недвижимости Paldiski Arendamise AS. Кросса и Хяэля объединяет еще и желание построить здание Лондонской биржи в Таллиннском порту.
И последнее: следствие по уголовному делу, связанному с председателем совета Eesti Raudtee Тынисом Хаавелом, еще не закончено, однако в начале мая госпрокурор признал его подозреваемым в пособничестве инвестиционному мошенничеству.
Мнения
Яанус Тамкиви,
министр окружающей среды
В Эстонии очень мало специалистов по лесному хозяйству, которые бы имели опыт в сфере бизнеса. Для государства то, что Мати Полли входит в совет RMK, безусловно, полезно. Когда люди, обладающие такими способностями к руководству и знаниями, участвуют в управлении госпредприятиями, это создает предпосылки для повышения конкурентоспособности предприятий. Совет RMK принимает решения коллегиально, что гарантирует защиту интересов государства.
Что касается владения лесными угодьями и их покупки, то это не связано с деятельностью RMK, так что конфликта интересов здесь нет.
Юхан Партс,
министр экономики
К людям, входящим в советы всех госпредприятий, предъявляются строгие требования. Они должны подтвердить, что не имеют перекрестных интересов. Члены советов обязаны также представлять декларации экономических интересов. И это вселяет уверенность, что член совета волен в своих поступках. /.../
При оценке действий члена совета самое главное — проследить, руководствуется он интересами предприятия или нет. Главное, чтобы член совета отстаивал интересы предприятия. Об интересах собственника на общем собрании позаботиться министр.
Юрген Лиги,
министр финансов
Мы задали два вопроса Юргену Лиги:
В начале мая председателя совета Eesti Raudtee заподозрили в том, что своими действиями он способствовал инвестиционному преступлению. Вы уверены в том, что он не злоупотребляет своим положением в государственной фирме?
Среди членов советов госфирм немало тех, кто был или сейчас связан с конкурентами или клиентами этой фирмы. Почему государство назначает таких людей в советы госпредприятий?
Министр финансов сообщил через пресс-секретаря, что не располагает временем, чтобы ответить на вопросы Postimees.
Комментарии
Мати Полли,
председатель совета RMK
У меня нет коммерческих интересов в лесном хозяйстве. /.../ Работая в RMK, я отдаю свой опыт и знания. Занимаюсь профессией, которую освоил, выращиваю лес, стараюсь приносить как можно большую пользу обществу.
Вейко Тишлер,
член советаTallinna Sadam
В июне прошлого года я продал свою долю в терминале Alexela, с тех пор в транзитном бизнесе у меня нет личных интересов.
В совет меня назначили, так как я имею большой опыт работы в сфере транзита.
Рейн Куусмик,
член совета Eesti Energia
У меня не было никаких конфликтов с правлением Eesti Energia. В соответствии с договоренностью работу совета комментирует его председатель.
Спасибо!
Кристель Райдла,
присяжный адвокат
При каких условиях член совета одного из предприятий может быть связан с конкурентом или деловым партнером этого предприятия?
Вопросы участия в государственных частно-правовых юридических лицах регулируются Законом о государственном имуществе, в соответствии с которым требования, предъявляемые к членам совета, должны быть отражены в уставе фирмы.
Членом совета не может быть лицо, которому принадлежит, по меньшей мере, десять процентов капитала фирмы, действующей в той же области, что и предприятие с долевым участием государства.
Точно также исключается лицо, имеющее значительные деловые интересы, например, через долевое участие, или состоящее членом руководящего органа фирмы, являющейся для госпредприятия поставщиком, покупателем или заказчиком услуг.
Таким образом, чтобы не допустить вероятного конфликта интересов в фирмах с участием государства, кроме требований, предусмотренных Коммерческим кодексом, действуют ограничения, касающиеся контактов предприятия с конкурентами и деловыми партнерами. При этом, в отличие от Коммерческого кодекса, ограничения являются абсолютными, то есть они не могут быть обойдены решением общего собрания.
Какая ответственность лежит на члене совета по защите интересов предприятия и коммерческой тайне?
Член совета занимает несколько противоречивое положение, в том смысле, что, с одной стороны, он нередко представляет какого-нибудь конкретного акционера или пайщика, но при этом он по должности обязан руководствоваться интересами предприятия.
В соответствии с Коммерческим кодексом член совета должен добросовестно выполнять свои обязанности и хранить коммерческую тайну. Член совета, нарушивший свои обязанности и нанесший фирме ущерб, обязан компенсировать его.
Утечка коммерческой тайны явно противоречит интересам предприятия, но подсчитать нанесенный этим ущерб и доказать его часто бывает очень сложно, что может не позволить предъявить члену совета требование о возмещении ущерба.
Надо сказать, что на практике вопрос об ответственности члена совета встает очень редко, намного чаще речь идет о возможной ответственности члена правления. Правление предприятия осуществляет повседневное руководство, в то время как совет является надзорным органом, который занимается лишь планированием и принятием решений на высшем уровне.
Юри Кяо,
председатель совета Eesti Energia
Калле Паллинг добивался, чтобы государство не выплачивало предприятию дотацию за сжигание древесной щепы. Как вы прокомментируете этот факт?
Член совета в своей деятельности должен руководствоваться Коммерческим кодексом. В нем довольно точно отражены права, обязанности и ответственность члена совета предприятия.
На членов совета Eesti Energia Рейна Куусмика и Янека Паркмана пало подозрение в том, что они действуют скорее в интересах своего бывшего работодателя, чем энергоконцерна.
У меня нет таких подозрений. Все члены совета расписались в том, что у них нет конфликта интересов. Как председатель совета я исхожу из этого. Всякого рода разговоры и подозрения плохо влияют на репутацию.
Ко мне попала копия «Пояснительной записки к 7-му пункту повестки дня совета Eesti Energia». Как вы прокомментируете это?
Можно только сожалеть, что материалы концерна вышли за его стены.