Проститься, чтобы вернуться

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Молодость и сцена: студенты Школы сценического искусства пробуют себя в драматической комедии.
Молодость и сцена: студенты Школы сценического искусства пробуют себя в драматической комедии. Фото: Матс Ыун

26-й выпуск Школы сценического искусства готов отправиться в полет.

Почему русские драматурги свои траги­ческие произведения, с сильным морализаторским подтекстом, называют комедиями? Ответить на этот вопрос можно было бы так: потому что смех очищает вечные ценности от наносной шелухи.

Дипломный спектакль 26-го выпуска Школы сценичес­кого искусства «Прощание в июне» Александра Вампилова стал своего рода продолжением заявки, сделанной молодыми актерами на сцене театра NO99, где под руководством ведущего этот курс Тийта Оясоо они сыграли «Педагогическую поэму».

Андрес Ноорметс как постановщик в своей педагогической поэме сдерживает молодежь, не позволяя ей демонстрировать свой безудержный напор и буйство, которые диктует молодость и сцена.

Сорока вместо чайки

На вопрос, почему для дипломного спектакля он выбрал именно «Прощание в июне», Ноорметс ответил так: «Пьеса была написана в 1965 году, ее действие происходит в одном из университетов в самый разгар советской власти, но эта история может случиться и сегодня, и завтра: остается позади детство-школа-университет, человек вступает в самостоятельную жизнь, приходится самому принимать решения и справляться с трудностями. Ситуация в пьесе в какой-то мере схожа с той реальной жизнью, которой живут молодые актеры, занятые в спектакле. Возможно, поэтому на нее и пал выбор».

Думаю, выбор был далеко не случаен, в этой сыгранной молодыми актерами истории, рассказывающей о начале взрослой жизни, действие разворачивается на вращающейся сцене-карусели, а под потолком зала крутится переливающийся зеркальный шар, словно на дискотеке. Все, атмосфера создана. В этом хрупком внешнем мире по-особому звучат слова главного героя о том, что есть две возможности — или жить, или размышлять о жизни: «Тут сразу надо выбрать. На то и на другое времени не хватит».

Вампилов заставляет своего героя произнести эти слова на кладбище, где главные действующие лица, получившие за «хулиганство» 15 суток, должны разобрать ограду.

Вторая тема, которая, как мне кажется, дает пищу для размышлений не только молодым, делающим первые шаги в жизни, но и тем, кто подводит жизненные итоги, это — цена чести. На самом деле это основная тема пьесы Вампилова и спектакля. Сколько стоит любовь, если ее можно обменять на университетский диплом, на деньги, на место в аспирантуре?

Такая постановка вопроса особенно созвучна сегодняшнему времени, когда ради карьеры, изо дня в день жертвуя своими убеждениями, люди размениваются на мелочи. В этой пьесе есть действующее лицо, немолодой уже человек, задавшийся целью накопить огромную сумму, чтобы купить месть. И местью должно стать всего лишь признание, что он стал жертвой несправедливости.

В «Прощании в июне» у Вампилова есть сцена, напоминающая сцену в «Чайке» Чехова. Но если в написанной Чеховым в 1895 году пьесе Треплев убивает не соперника, а чайку, то в пьесе Вампилова, которая впервые была поставлена на сцене в 1966 году, ревнивый молодой человек вместо соперника стреляет в сороку.

Да, времена меняются. Это раньше из-за любви начинались войны, мужчины стрелялись на дуэлях. Чеховская чайка — вольная морская птица, вампиловская сорока — воровка, которой нравятся блестящие предметы.

Под впечатлением от этого спектакля я задумался о том, что в пьесе о цене любви, написанной сегодня, все рождается в виртуальной реальности. Душа человека, душа чайки, душа сороки, душа компьютера и любовь… В этой последовательности есть то, что можно назвать бесперспективным трагизмом истории.

Я сознательно воздерживаюсь от того, чтобы разбирать игру актеров и рассуждать о том, кто играет лучше, тем более что в спектакле актеры меняются ролями. Для того чтобы осмелиться предположить, кто из них отправится на поиски синей птицы, а кто поставит целью схватить ворону за хвост, посмотреть один спектакль явно недостаточно.

Школа — это якорь

«Прощание в июне» укрепило меня в желании посмотреть предыдущую дипломную работу этого курса, спектакль «Самоубийца», который идет в Русском театре. На мой взгляд, это хороший педагогический прием, что молодые актеры могут играть свои дип­ломные спектакли как постановки репертуарного театра.

Однажды в беседе с российским режиссером Андреем Могучим, который подчеркивал, что он и его актеры каждую новую работу начинают с чистого листа, с нуля, я спросил, зачем же тогда нужны театральные училища. И он ответил, что школа — это якорь.

«Это якорь, который не позволяет тебе плыть бесцельно. В театре есть две вещи: знание и незнание, свобода и правила, заданность и импровизация. И нужно искать равновесие между ними, — сказал он. — Театральная школа — этот тот якорь, который не позволяет тебе улететь в космос и раствориться в нем навеки. Ты должен свободно летать, но быть крепко привязан к земле, иначе погибнешь. Эта та двойственность, которая и делает театр искусством».

Мне кажется, что этот актерский курс, театральная жизнь которого только начинается, готов отправиться в полет. Педагоги, которые учили эту молодежь, не только помогли ей расправить крылья, но и позаботились о площадке для приземления. Что ж,  счастливого пути!

Александр Вампилов

«Прощание в июне»

Режиссер и художник-постановщик Андрес Ноорметс

Художник по костюмам

Маарья Ноорметс

Художник-осветитель

Маргус Вайгур

Роли исполняют: Яаника Арум, Маркус Двинянинов, Мариан Хейнат, Линда Колде, Реа Лест, Йорген Лийк, Роман Максимук, Вейко Порканен, Хелена Пруули, Ярмо Реха, Реймо Сагор, Симеони Сундья, Кярт Таммъярв, Рагнар Устал и Линда Вахер

Премьера 17 января в Пярну в театре «Эндла»

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх