Москвич, переехавший в Таллинн: неприятно удивило обилие бомжей и алкашей в общественном транспорте

rus.postimees.ee
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Фото: Михкель Марипуу

В редакцию портала Postimees.ru обратился читатель Дмитрий, который совсем недавно перебрался из Москвы в Таллинн по работе. По просьбе редакции Дмитрий согласился поделиться своими впечатлениями о жизни в Эстонии, а заодно сравнить жизнь в эстонской и российской столицах.

«Меня зовут Дмитрий, я недавно переехал в Эстонию из России. Живу в Виймси, работаю в Таллинне. За те три месяца, что я здесь живу, я неоднократно сталкивался с одной и той же проблемой: как ни сяду в автобус 1A утром, так обязательно наткнусь на алкаша с характерным перегаром или на бомжа с таким амбрэ, что приходится ретироваться в самый дальний угол. А недавно я зашел в здание Балтийского вокзала, и знаете что? Там у касс сидят бомжи на скамейках, а в десяти метрах от них начинаются продуктовые полки местного супермаркета! Это уже не антисанитария, это настоящее вредительство!» - сетует Дмитрий.

«Возникает вопрос: чем занимаются соответствующие службы? В качестве примера могу привести свои наблюдения: в Москве в девяностые на Кольцевую линию метро без противогаза просто не сунуться было, а за последние лет пять-семь я бомжей в метрополитене видел раза два-три, не больше. И у московских вокзалов постоянно дежурят машины социальной помощи, которая забирает и отвозит подмерзших бомжей», - рассказал Дмитрий.

Переезд по работе

По словам Дмитрия, перебраться из Москвы в Таллинн его побудило предложение по работе (у него большой опыт в IT-индустрии). «Если не вдаваться в детали, то мои запросы здесь практически полностью удовлетворены по сравнению с моей предыдущей должностью (очень неплохой по московским меркам). Переехал с семьей. Жена полностью поддержала мое стремление, к тому же мы с ней уже бывали в Таллинне туристами, и нам понравилась местная обстановка», - пишет Дмитрий.

По его словам, по сравнению с Москвой в Таллинне меньше жителей, а следовательно — меньше суеты. «Кроме того, видно что сервисы (и городские, и частные) спланированы людьми и для людей, хотя сопутствующее обслуживание тут, как правило, дороже (например, доставка пиццы или установка оборудования)», - отмечает читатель.

На вопрос о том, были ли у него какие-либо предубеждения относительно Эстонии, Дмитрий ответил, что предубеждений не было, но он опасался языковых барьеров, но позже оказалось, что русского и английского достаточно для общения на уровне продавца в магазине, ответа на вопрос на улице и т.п.

«В Москве мне не нравилась экология, суета и дороговизна жизни. Нравился огромный выбор любых товаров и услуг. В Таллинне, соответственно, все наоборот. По сравнению с Москвой самое дорогое, с чем я сталкивался в Таллинне, были орехи (раза в полтора дороже) и неоправданно высокая стоимость домашнего интернета (вдвое дороже московских предложений)», - делится своими впечатлениями Дмитрий.

На вопрос о том, собирается ли Дмитрий учить эстонский, он ответил, что он планирует уделить этому некоторое время через полгода-год, а в повседневной жизни он ему не требуется, так как фирма, в которой он работает, целиком состоит из русскоязычных сотрудников. «Я планирую прожить в Эстонии хотя бы год, и уже после этого определяться — оседать здесь или двигаться куда-то еще», - отметил он.

Общественный транспорт: Москва vs Таллинн

Как отмечает Дмитрий, в вопросе «городской транспорт vs автомобили» нужно всегда понимать, что город и его районы изначально строились под определенное движение (пешеходное, конное, автомобильное, железнодорожное), а расширение дорожного полотна — это всегда ущерб местным жителям и местной инфраструктуре. «Существует лишь теоретическая польза для жителей города в целом. Мне самому далеко за примерами ходить не надо — в Москве между моим домом и вестибюлем метро год назад был чистый зеленый сквер с деревьями, а сейчас на этом месте построили дорогу-дублер, расширяющую на две полосы и без того «толстую» магистраль. Никаких проблем эта дорога, разумеется, не решила. И даже в комплексе решить не сможет — а вот состав воздуха и шумовой фон на всем ее протяжении (включая мою квартиру, окна которой выходят на улицу) заметно изменился», - отметил он.

По словам Дмитрия, в прошлом году в Москве заработали выделенные под общественный транспорт полосы — после первых подсчетов выяснилось, что пассажиропоток практически не увеличился. «Можно долго обсуждать, какие ошибки совершили подчиненные Ликсутова (часть таких полос была открыта вдоль существующих линий метро). Сам транспорт как был устаревшим и неудобным, так им и остался, а система оплаты проезда все еще оставляет желать лучшего. В Таллинне я четко вижу отличия: и строгое соблюдение графика, и удобство оплаты, и относительная чистота (не считая упомянутых бомжей), и достаточное количество машин на маршруте, чтобы не чувствовать себя качественно запакованным шпротом в банке. В Москве соблюдение графика невозможно в принципе. Я на остановках уже давно не видел поминутное расписание транспорта, да и оплата через АСКП (Автоматизированная система контроля проезда — ред.) по-прежнему чувствительно задерживает поездку, а качество «пассажироукладки» такое, что многие москвичи справедливо предпочитают более дорогие маршрутки», - рассказывает он.

«Я всю жизнь был пешеходом, поэтому подвижки властей в сторону общественного транспорта понимаю и одобряю. В то же время, мне кажется, что бесплатный проезд как вещь в себе — это чересчур, поскольку таким образом налоги распределяются неравномерно: льготы достаются тем, кто пользуется общественным транспортом. Подозреваю, что для автовладельцев это уравнивается чем-то иным. Я обратил внимание на то, что цены на парковку в Таллинне не такие высокие, как в центральной Европе (даже несмотря на недавнее повышение тарифов), но хорошо бы властям объяснять мотивы своих решений, чтобы все остались довольны», - считает он.

Расходы на жилье в Москве существенно выше

Как позже выяснилось, Дмитрий только работает в Таллинне, а живет в Виймси. Он объяснил это тем, что это связано не столько со стоимостью, сколько с тем условием, что его семья переехала со своими кошками, а с животными в Таллинне квартиры никто не сдает. «Мы заключили договор фактически по знакомству. Я не стану озвучивать стоимость аренды, но, как я понимаю, она примерно такая же, как и в столичных жилых массивах. Разницу проще показать не в деньгах, а долей: в Москве за квартиру аналогичного класса я платил 30-40% своей зарплаты, а здесь, даже в зимние месяцы, плачу менее 20% от зарплаты. Если бы я взял квартиру в ипотеку, используя свои накопления, я бы выплачивал еще меньшую сумму здесь, а вот в Москве — нет, там ипотека примерно такая же, как и аренда», - отметил он.

Зарплата специалистов в Эстонии относительно выше

«Карьерная лестница подразумевает возможность получения максимально возможного опыта на рабочем месте. В Эстонии нет серьезных структур, занимающихся пользовательским софтом (не считая Skype, разумеется). И даже толком нет игровых студий и интернет-корпораций, которые для многих в России и США служат прекрасной возможностью отработать «интернатуру», получить первый опыт и начать карьеру. В то же время в Эстонии зарплаты специалистов относительно выше, поэтому со мной в офисе здесь работают уроженцы России, Белоруссии, Украины, Казахстана и так далее», - пишет он.

Э-государство

По мнению Дмитрия, мощный прорыв Эстонии в области интернетизации обусловлен следствием государственной политики. «Я читал в одном журнале, что пятнадцать лет назад тогдашний президент республики обратился к бизнес-сообществу с призывом, мол, Эстонии нужна своя Nokia. Через несколько лет мы, сидя в Москве на низкокачественных модемных соединениях или дорогом «проводном» трафике, жутко завидовали эстонцам, у которых чуть ли не первых в Европе появился безлимитный высокоскоростной интернет. Разумеется, я читал в новостях и про официальное интернет-голосование на выборах. Так что для меня не стали большим удивлением такие вещи, как авторизация на интернет-ресурсах по ID-карте и ведение переписки, имеющей официальный статус, по электронной почте (а вот стоимость самого интернета неприятно поразила), - пишет Дмитрий. ‒ Я могу привести такой пример: в Москве, чтобы проконсультироваться с таможней, мне пришлось поехать в офис в центр города, отстоять небольшую очередь и лишь затем получить доступ к консультанту. В случае с Эстонией мне достаточно было написать одно письмо, чтобы меня связали с нужным человеком, который помог мне оформить всю документацию в электронном виде», - рассказывает Дмитрий.

По мнению Дмитрия, недостатков у подобного подхода практически нет: «Я в целом лоялист и не считаю опасным для себя тот момент, что в «электронном государстве» проще отследить действия одного человека. Мне кажется, что рано или поздно все человечество придет к такому формату, так зачем противиться? Лучше наслаждаться!».

Комментарии
Copy
Наверх