Редактор дня
(+372) 666 2304
Cообщи

Ужесточение закона привело к сокращению контрабанды

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
После ужесточения закона о подакцизных товарах исчезли очереди на пешеходном пропускном пункте в Нарве.
После ужесточения закона о подакцизных товарах исчезли очереди на пешеходном пропускном пункте в Нарве. Фото: Ирина Токарева

С внесением поправок в закон мелкие контрабандисты, промышляющие переносом через границу
в Нарве нескольких пачек российских сигарет, теряют интерес к этому «бизнесу», крупные же ищут новые лазейки.

Первого декабря 2013 года вступили в силу поправки в Закон о ввозе подакцизных товаров, которыми сокращены нормы ввоза в страну алкоголя и табака. Ужесточение правил привело к тому, что в Нарве попыток тайком пронести российские сигареты через контрольно-пропускные пункты на границе стало много меньше, зато крупные контрабандисты проявляют еще большую изобретательность, чем прежде.

Руководитель Нарвского железнодорожного погран­пункта майор Айвар Лепа и руководитель Нарва-Йыэсууского пограничного кордона майор Андрус Тинт рассказывают, что фантазия людей, пытающихся спрятать контрабандный товар, безгранична.

Контрабанда из примерочной

Сигареты прячут внутри коробок с майонезом, в буханках хлеба, в пакетах с прокладками, в тортах и в пустых корпусах от ноутбуков, в специально сшитых для этой цели поясах, нарукавниках, наколенниках или просто прикрепляют скотчем к телу под одеждой. Через границу в Нарве пытаются пронести не только российские, но и еще более дешевые белорусские сигареты, которые становятся контрабандным товаром еще на территории России.

«Как-то задержали женщину, которая несла около двадцати банок разных консервов. В банках что-то шуршало, так что мы поначалу решили, что задержали партию наркотиков. Но оказалось, что внутри каждой банки были по одной-две пачки сигарет, а пустые мес­та заполнены песком. Женщина рассказала, что до нее человек двадцать пронесли сигареты таким же образом, а ей не повезло. Такую бы энергию да в мирных целях: ведь нужно было подготовить каждую банку, запихать сигареты, закрыть, наклеить этикетку!» — рассказал Тинт.

За долгие годы службы он насмотрелся на самые разные уловки. «Три-четыре года назад очень актуально было перево­зить сигареты в шинах автомобилей, в Ивангороде были даже специальные мастерские: заплатил 500 рублей, отдал сигареты, оставил машину, через два часа пришел — уже все готово», — вспоминает Тинт.

В Ивангороде рядом с границей есть круглосуточный магазин, где не продают одежду, но, тем не менее, имеется примерочная кабинка, в которую народ регулярно заходит. «Эта кабинка приносит магазину дополнительную прибыль», — шутят пограничники. А вот когда для переноса контрабанды родители используют детей, суют сигареты в детские коляски, в карманы ребенку, в тайники внутри детских книжек, это Айвара Лепа по-настоящему возмущает.

«Ходоков» стало в три раза меньше

По словам Лепа, после 1 декаб­ря, когда вступили в силу поправки к закону, работы стало меньше: в ноябре пешеходный контрольно-пропускной пункт Нарва-2 пересекли 95 000 раз, а в декабре пересечений стало в три раза меньше. До 1 декаб­ря, когда можно было проносить по три пачки сигарет ежедневно, большинство пересекавших границу доходили до ближайшего магазина в паре десятков метров от границы и тут же возвращались обратно — такую картину можно было наблюдать в течение всего дня.

«Как-то мы задержали молодого человека, пытавшегося пронести блок сигарет. Пока ждали таможенников, чтобы передать им нарушителя, разговорились с парнем, и тот похвастался, что если ему удается в день перенести по блоку сигарет, в месяц он имеет примерно 400-450 евро, так что работать не видит смысла», — рассказал Лепа.

В январе на КПП Нарва-2 был всего один случай, когда нарушителя передали таможне, а прежде их сдавали десятками.

Общая проблема стран Евросоюза

При этом наказание за пересечение границы с контрабандным товаром не только не ужесточилось, но стало мягче. Если раньше уже после второй зафиксированной попытки тайком пронести сигареты против нарушителя возбуждали уголовное дело, то теперь это делается только в том случае, если задержана очень крупная партия контрабанды — от десяти ящиков сигарет.

Мелкий нарушитель обычно всего лишь должен оплатить акциз, но в итоге каждая пачка российских сигарет обходится дороже, чем та же пачка, купленная в Эстонии. По мнению Лепа, такое наказание «рублем» действует куда эффективнее.

По словам Андруса Тинта, сейчас, когда попыток нелегально пронести сигареты стало значительно меньше, конт­рабандисты стали более активны в поисках лазеек по всей линии границы. Самой крупной из задержанных за последнее время в Нарва-Йыэсуу была партия из 60 ящиков: в каждом ящике — 250 блоков сигарет, общая рыночная стоимость — 60 000-65 000 евро.

«Крупную партию задержим — несколько месяцев затишье, контрабандисты выжидают, наблюдают за нами, ищут новые лазейки», — сказал Тинт.

Лепа участвовал в тренингах Европейского агентства по управлению оперативным сотрудничеством на внешних границах государств-членов ЕС, общался с коллегами из других стран. «Когда мы заговаривали о контрабанде сигарет, коллеги из Венгрии и Словакии восклицали: это нам знакомо! Например, запакованные в полиэтилен ящики с сигаретами, которые контрабандисты перетаскивают через реку, они называют «телевизорами». Контрабанда сигарет — общая проблема в странах ЕС», — рассказал Лепа.

Комментарии
Наверх