Cообщи

Общество Memento: Бронзовый солдат мог бы стоять в центре нашего мемориала

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Лео Ыйспуу
Лео Ыйспуу Фото: Toomas Huik

Лео Ыйспуу, председатель таллиннского объединения Эстонского союза противозаконно репрессированных Memento, не боится осквернения запланированного обществом мемориала и прибавляет: тот, кто не согласен с эстонцами, недостоин того, чтобы быть гражданином нашей республики.

«Мемориал, который общество Memento предлагает создать на Тынисмяги, посвящен памяти жертв трех оккупаций: советской оккупации 1940-1941 годов, нацистской оккупации 1941-1944 годов и второй советской оккупации 1944-1991 годов», - сказал Лео Ыйспуу порталу Postimees.ru.

«По проекту архитектора Койта Оялийва “Тумбы памяти”, занявшего первое-второе места на конкурсе Министерства культуры и предлагавшего возвести мемориал на Маарьямяги, нужно было прорубить лестницу в известняке, - рассказывает он. - Стало ясно, что охрана природы этого не позволит, в результате реализация проекта на Маарьямяги оказалась, мягко говоря, под вопросом. Тогда мы предложили Оялийву переосмыслить проект - в части тумб памяти, которые превратились в тумбы с именами, а также в части местоположения мемориала. Мы предложили самое привлекательное, особенно для гостей города, место - площадку Тынисмяэ.

Посещающие Эстонию люди все время интересуются жертвами нацистской оккупации. Этих жертв в наших списках - десять процентов, и кроме них есть и другие жертвы. Списки общества Memento содержат имена всех тех, кого насильственно вывезли из Эстонии - что с ними стало дальше, сказать сложно, - а также тех, кого оккупационные власти убили на эстонской территории. Если смотреть по национальному признаку, на первом месте среди вывезенных - эстонцы, на втором - русские. В частности, с теми, кто воевал в Белой армии, обходились в общем случае куда жестче, чем с эстонцами. Есть в наших списках и евреи, и представители других народов. Мы не смотрим на национальность. Кстати, русские поддерживают наше общество и всегда поддерживали. Между нами нет никакого конфликта. Мы учли всех, чьи имена нашли в документах КГБ».

На вопрос Postimees.ru, нет ли у выбранной под мемориал площадки, на которой раньше стоял Бронзовый солдат, символического значения для общества Memento, Ыйспуу ответил: «Никакого иного, кроме того, что это было слишком уж хорошее место для Бронзового солдата. Еще за несколько лет до переноса памятника мы предлагали сотрудничество: давайте рядом с солдатом-освободителем сообщим о тех страданиях, которые освободители причинили эстонскому народу. Бронзовый солдат мог бы стоять в центре нашего мемориала. Никто с нами сотрудничать не стал. А потом Бронзового солдата перенесли».

Осквернения мемориала Ыйспуу не боится: «Я консультировался с архитектором, и он сказал мне, что сегодня обеспечение безопасности мемориала технически вполне возможно: можно установить камеры, которые фиксируют все, что происходит. Я рад тому, что беспокоиться о безопасности не стоит».

Учитывает ли Ыйспуу, что многие местные русские будут против такого мемориала, потому что для них Тынисмяги - место, связанное с Бронзовым солдатом? «Я считаю так: тот, кто не согласен с эстонцами, недостоин того, чтобы быть гражданином нашей республики. Далее, на этой площадке уже несколько лет выращивают цветы, и ассоциироваться с Бронзовым солдатом вечно она не может. Вряд ли Бронзовый солдат когда-либо туда вернется... Бронзовый солдат ведь связан не только с русскими. Эстонцы служили и в советской армии, Бронзовый солдат - это памятник эстонцам в той же степени, что и русским. Эстонцев он заботит точно так же, как русских. А заботы тех, кто приехал сюда, чтобы ассимилировать Эстонию, нас особо не касаются».

Наверх