Чуждые виды растений угрожают природе Эстонии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Мискантус (веерник) обычно растет от Африки до Восточной Азии. Используется как декоративное растение и в качестве биотоплива.
Мискантус (веерник) обычно растет от Африки до Восточной Азии. Используется как декоративное растение и в качестве биотоплива. Фото: Pm

Ученые из Университета естественных наук Эстонии (Maaülikool) хотят изучить влияние на природу Эстонии новых видов растений, выращиваемых для производства биотоплива, чтобы не допустить их стремительного распространения в дикой природе, как это произошло с борщевиком Сосновского.
 


Интерес фермеров к производству биомассы растет параллельно с появлением новых ТЭЦ, производящих электрическую и тепловую энергию, говорит старший научный сотрудник Института сельского хозяйства и окружающей среды Катрин Хейнсоо. Здесь и вступают в игру виды растений, чуждые природе Эстонии.

«Производителей интересуют продуктивные и закаленные растения-долгожители», - пояснила Хейнсоо, на протяжении десяти лет изучавшая растения для биоэнергетики. По ее словам, растет стимул выращивать травы, которые в наших условиях могут стать такой же напастью, как борщевик Соснвского.

В Эстонии все чаще стали выращивать такие чуждые виды как пырей удлиненный, козлятник восточный и мискантус. Так как опыта в этой области нет, в настоящее время неясно, насколько хороши или плохи эти растения для нашей природы. Этот вопрос Хейнсоо надеется прояснить в течение пары лет.

«Если они станут устойчивы к нашим климатическим условиям, то распространятся с полей в природную среду и вытеснят другие растения. Это означает, что наше биологическое и ботаническое видовое разнообразие в природных сообществах значительно сократится», - сказала Хейнсоо.

Взять, к примеру, пырей удлиненный, родственник пырея ползучего. «Никто не изучал, что станет с нашей природой и какие гибриды появятся, если мы привезем сюда этого родственника, - сказал Хейнсоо. – В какой-то момент мы можем столкнуться с очень назойливым сорняком, который вытесняет другие растения, и окажемся в такой же беде, как и с борщевиком Сосновского».

Примером распространения чуждого вида в Пылваском уезде, неподалеку от Мааритса, и в местечке Лоотвина Тартуского уезда стал козлятник восточный, который теперь растет не только на полях, но и на обочинах и на опушке леса.

Распространению этого вида препятствуют холодные зимы, но если он станет устойчивых к нашему климату, ситуация изменится. «Он растет так быстро, что моментально вытеснит другие растения», - сказала Хейнсоо.

Самым ярким примером инвазивного чуждого вида, по словам Хейнсоо, является печально известный борщевик Сосновского, который агрономы привезли во многие колхозы в качестве силосной культуры в 1950-х годах. «Он быстро растет, из него получается много силоса, коровы его хорошо едят», - объяснила Хейнсоо тогдашние мотивы использования борщевика.

Хейнсоо отметила, что выращивание вышеупомянутых чуждых видов запрещено в нескольких странах Европы, но в то же время в Эстонии интерес к ним растет. «Козлятник восточный здесь уже с десяток лет, остальные привезли три-четыре года назад», - сказала Хейнсоо.

Наверх