Начавшийся 19 февраля в Паннъярве чемпионат мира по лыжному ориентированию среди юниоров и ветеранов, который продлится пять дней, а также молодежный чемпионат Европы привлекли в Ида-Вирумаа пятьсот спортсменов и почти сто их помощников из 20 стран.
Несмотря на отсутствие снега, чемпионат мира в Эстонии стартовал
В изначально выбранном месте проведения крупного мероприятия – Пылва – провели вечером 18 февраля только торжественную церемонию открытия мероприятия, пишет "Северное побережье". Всю программу соревнований ввиду отсутствия снега перенесли в Ида-Вирумаа. Главный организатор чемпионата мира, один из самых успешных спортсменов Эстонии в ориентировании Николай Ярвеоя в последние недели потратил немало нервов.
В начале первого дня, когда в Паннъярве проходили первые соревновательные заезды, он все же мог почувствовать некоторое облегчение по поводу того, что потраченные усилия оправдались. По его словам, еще с позапрошлого воскресенья четверо человек из его команды на мотосанях создавали в лесах среди куртнаских озер трассы для участников соревнований. «Парни устали, а теперь, когда соревнования начались, мы получаем от участников хорошую обратную связь – и это лучшая награда за приложенные усилия», – признает Ярвеоя.
Он добавляет, что вопреки всем мыканьям Бог все же проявил милость к организаторам и участникам, подарив один градус мороза. Днем ранее ситуация была довольно критической, так как на лыжном стадионе Паннъярве стояла вода и для ее отвода пришлось прорубать лопатой канавы.
Тренер юниорской сборной Швеции Анн Эхман признает, что соревновательные условия были очень тяжелыми. «Снега очень мало. Сложно как ехать, так и ориентироваться. Но в то же время условия одинаковы для всех спортсменов», – тренер одновременно выражает признание мастерам трассы, так как все понимают, что в подобных условиях сделать трассу было непросто.
Если многие участники ночуют в Пылвамаа и каждый день проезжают на автобусе 180 километров туда-обратно, то некоторые сборные предпочли разместиться недалеко от места соревнований. Шведская сборная нашла на это время приют в силламяэской гостинице «Крунк». «Мы чувствуем себя там отлично», – говорит Эхман.
74-летний Юрий Сидоров приехал в Паннъярве прямо из сердца Сибири – Томска, где сейчас сугробы выше пояса и мороз 15-20 градусов. Он прилетел из Томска в Москву, затем добрался на поезде до Пскова, откуда на машине его довезли до эстонской границы. От границы на автобусе он приехал в Пылва и теперь ежедневно совершает автобусное путешествие до Паннъярве.
- Нас предупредили, что в Эстонии нет снега, но я удивлен, что ехать здесь все же возможно, – сказал Сидоров, закаканчивая смазывать лыжи.
Он не возражал бы, если б трасса была чуть более влажной: «Молодые летят с обледенелых спусков с бешеной скоростью. Но таким старикам, как я, приходится снимать лыжи, иначе сломаем кости».
Занимавшийся ориентированием в течение пятидесяти лет Сидоров одним из первых привез этот вид в Томск. «Сейчас я – заслуженный ветеран, но все равно езжу по миру и соревнуюсь. В ориентировании мне нравится непредсказуемость. Ты сам выбираешь, по какому пути ехать. Это не 100-метровый забег, где все идет по линии», – рассказывает он, почему до сих пор держится за свой любимый вид спорта.
Уже в день открытия Эстония завоевала золотую медаль. 15-летняя Кайса Рооба стала чемпионкой Европы. Эта девушка из Раквере на короткой трассе провела технически безупречное соревнование и опередила всех, даже более опытных конкурентов.
Из ида-вируской молодежи в числе участников были Йонне Роома и Мариэте Ниглас. Роома сказала, что ехать по неровной трассе с маленьким слоем снега было довольно непросто. «Тем не менее на лыжах можно было проехать везде. С одним пунктом я чуть-чуть промахнулась, это чуть гложет, но, возможно, в следующий раз получится лучше», – сказала Йонне, для которой это было первое крупное соревнование.
Ее мама Кадре Маалма, которая сама соревнуется как ветеран, сказала, что в ориентировании самое главное – задействовать разум. «В ситуации, когда пульс высокий и молочная кислота собирается в мышцах ног, надо уметь сложить карту и ландшафт таким образом, чтобы читать как книгу», – озвучила она главный принцип.