Уже несколько месяцев у родника в Рийгикюла возвышается монумент с крестом на вершине, вызывая многочисленные вопросы и пересуды. Памятник возник неожиданно, и у многих вызывает тревожные ассоциации, поскольку в центре креста располагается та же эмблема, которую носили в петлицах солдаты эстонского легиона СС. «Виру Проспект» разбирается в исторических хитросплетениях.
Монумент с крестом в Рийгикюла скрывает в себе запутанную историю Эстонии
Официальное открытие - летом
Памятник смонтировали ещё в прошлом году, но территория пока не благоустроена, и он официально не открыт. Что лишь усиливает интерес к нему - в снегу и грязи любопытными протоптана тропа к обелиску.
Подобный этому памятник уже стоял здесь, но был взорван советскими властями в июне 1941-го. Теперь НКО «Клуб друзей музея» из волости Вайвара, владеющий этим участком земли предприниматель Айво Рауд и Министерство обороны Эстонии совместно восстановили монумент, используя сохранившиеся гранитные блоки.
Как сообщил «ВП» ответственный за этот проект со стороны Минобороны Пеэп Рейссер, памятник планируется официально открыть 7 или 10 июня - точная дата пока не определена. До этого никаких официальных мероприятий здесь не будет.
Лабиринты символов
Надпись на памятнике на эстонском языке гласит: здесь сражался в Войне за независимость Первый пехотный полк 25 февраля 1919. Причём слово «полк» написано в устаревшем варианте (polk, а не rügement), который сейчас обычно используется для обозначения российских или советских полков. Офицеры первой Эстонской Республики позаимствовали это слово из лексикона царской армии.
В начале 1919 года Красная армия стояла в 35-40 км от Таллинна. Но только что отмобилизованной Эстонской армии при участии белогвардейцев и финских добровольцев удалось за месяц выбить красноармейцев за Нарову. Именно у Рийгикюла 95 лет назад Красная армия попыталась контратаковать, обойдя Нарву с севера, почти так, как это получилось у неё всего тремя месяцами ранее. Удар пришёлся на участок обороны Первого пехотного полка, и эстонцы выдержали этот удар. Дальше война шла только на территории РСФСР.
В память об этом бое в 1935 году и был возведён обелиск с Крестом свободы на вершине. Этот крест - награда, учреждённая всего за день до боя в Рийгикюла. На тевтонский рыцарский крест наложен диск со стилизованной буквой “Е” и изображением руки с мечом. Специалисты считают, что прообразом для награды послужил Крест свободы Финляндии. Это георгиевский крест с наложенной на него свастикой, но к Третьему рейху он никакого отношения не имеет и вручается с 1918 года и до сих пор. На застёжке финского креста - две руки с мечами - символ Финской Карелии в составе Шведского королевства.
Только через два десятка лет та же рука с мечом появилась на петлицах эстонских эсэсовцев. Именно из-за этого часто встречается мнение, что памятник в Рийгикюла (как и похожий на него, но стеклянный монумент на площади Вабадусе в Таллинне) - памятники гитлеровцам. Даже несмотря на то, что на плитах выбиты даты, когда Гитлер ещё служил ефрейтором у Баварского короля.
Немцы в деревне есть?
Состоящие не из немцев подразделения Вермахта и СС имели самые разные статусы. Очень разнообразными и постоянно изменяющимися были правила, которые регламентировали ношение униформы и определяли звания и знаки различия (часто они принципиально отличались от немецких). И вдобавок, солдаты постоянно нарушали эти правила из-за дефицита или же чтобы выглядеть круче и подчеркнуть свою национальность. Историки отмечают широкое использование старой формы, досоветских флагов (в том числе Андреевского флага и российского триколора у власовцев), многочисленные случаи ношения царских наград, а в некоторых русских подразделениях Вермахта, составленных из наград военнопленных в начале войны, - даже советских наград.
Эстонские подразделения Вермахта и СС также следовали «национальной моде», используя элементы старой эстонской формы и неуставные нашивки. Что касается эмблемы, изображённой в центре Креста свободы, то российские историки С. Дробязко и А. Каращук описывают её появление в петлицах СС так:
«Эстонские легионеры СС первоначально носили только черные гладкие петлицы, батальон „Нарва“ получил петлицы со стандартными рунами СС. В то же время эстонцы без какой бы то ни было официальной санкции стали носить на петлицах вырезанную из жести эмблему в виде закованной в латы руки с мечом со стилизованной буквой „Е“ в изгибе. Немцы, пытаясь запретить использование таких эмблем, требовали ношения эстонцами эсэсовских рун, однако, поскольку достаточного количества петлиц с рунами не было найдено, ношение неуставных образцов продолжалось. В середине июня 1944 г. 45-му эстонскому полку было приказано снять „неуставные“ петлицы и заменить их официально установленными — с большой буквой „Е“ и мечом, пересекающим ее под углом 45°. Однако это нововведение оказалось очень непопулярным среди эстонцев, и руководство СС было вынуждено смириться с использованием петлиц старого образца».
Параллельные пространства
Получается, что связь памятника у родника с Третьим рейхом - это, скорее, не исторический факт, а плод современных разногласий двух общин в Эстонии. Но именно поэтому вряд ли у скептиков пропадёт подозрение, что люди, восстановившие памятник, всё-таки держали в уме не только Освободительную войну, но и Вторую мировую.
Со своей стороны, авторы идеи восстановления памятника не сочли нужным заранее, до начала работ, что-либо объяснить местным жителям и тем более узнать их мнение. В итоге, нарвитяне ездят привычной дорогой на дачи и на родник за водой, а крест возвышается в стороне, как артефакт другой цивилизации - чужеродный и «очень подозрительный».