Эстонские подразделения Вермахта и СС также следовали «национальной моде», используя элементы старой эстонской формы и неуставные нашивки. Что касается эмблемы, изображённой в центре Креста свободы, то российские историки С. Дробязко и А. Каращук описывают её появление в петлицах СС так:
«Эстонские легионеры СС первоначально носили только черные гладкие петлицы, батальон „Нарва“ получил петлицы со стандартными рунами СС. В то же время эстонцы без какой бы то ни было официальной санкции стали носить на петлицах вырезанную из жести эмблему в виде закованной в латы руки с мечом со стилизованной буквой „Е“ в изгибе. Немцы, пытаясь запретить использование таких эмблем, требовали ношения эстонцами эсэсовских рун, однако, поскольку достаточного количества петлиц с рунами не было найдено, ношение неуставных образцов продолжалось. В середине июня 1944 г. 45-му эстонскому полку было приказано снять „неуставные“ петлицы и заменить их официально установленными — с большой буквой „Е“ и мечом, пересекающим ее под углом 45°. Однако это нововведение оказалось очень непопулярным среди эстонцев, и руководство СС было вынуждено смириться с использованием петлиц старого образца».
Параллельные пространства
Получается, что связь памятника у родника с Третьим рейхом - это, скорее, не исторический факт, а плод современных разногласий двух общин в Эстонии. Но именно поэтому вряд ли у скептиков пропадёт подозрение, что люди, восстановившие памятник, всё-таки держали в уме не только Освободительную войну, но и Вторую мировую.
Со своей стороны, авторы идеи восстановления памятника не сочли нужным заранее, до начала работ, что-либо объяснить местным жителям и тем более узнать их мнение. В итоге, нарвитяне ездят привычной дорогой на дачи и на родник за водой, а крест возвышается в стороне, как артефакт другой цивилизации - чужеродный и «очень подозрительный».