Первую помощь попавшему в беду человеку окажет консультант по долговым вопросам.
Пауль Варуль считает принятие Закона о защите от банкротства необходимым, так как он защищает как кредитора, так и должника и позволяет избежать банкротства как худшего для всех сторон решения.
Закон защитит от банкротства
На рассмотрении в Рийгикогу находится закон о пересмотре долговых обязательств и защите должников, который больше известен как закон о защите долга.
Однако это название может ввести в заблуждение, поскольку создает впечатление, будто закон защищает задолжавшее физическое лицо от того, кому оно должно, и для упрощения жизни должника уменьшает его долговую нагрузку, а то и вовсе аннулирует долги.
Однако закон все-таки преследует иную цель — это предотвращение банкротства. Когда человек попадает в финансово безнадежную ситуацию в связи с тем, что не может выплатить все свои долги, потому что у него имущества меньше, чем долгов, это называется неплатежеспособностью. Когда неплатежеспособность длится долгое время, решением ситуации может стать объявление должника банкротом. Об этом может ходатайствовать либо кредитор, либо сам должник.
Процесс на пять лет
Но банкротство — это не решение. Банкротство — это крайняя мера, которая никого не делает счастливым и не решает сути проблемы. Наоборот, кредиторы несчастны потому, что их требования останутся либо частично, либо полностью неудовлетворенными, а должник несчастен из-за того, что ему предстоит пройти через шпицрутены банкротства, что его права сильно ограничены, а репутация подмочена и, кроме всего прочего, он лишается своего имущества.
Дело в том, что обычно к моменту объявления банкротства долги уже слишком большие, а имущества у должника слишком мало. Даже у кредиторов, заручившихся залогом, нет особых причин для радости, так как денег, которые они получат от продажи заложенного имущества, может не хватить на полное покрытие их требований.
После окончания банкротного производства кредиторы обычно остаются с пустыми руками, а требования, не удовлетворенные в ходе процесса, остаются.
Что же в этой ситуации делать должнику, все имущество которого ушло с молотка? Если требования по долгам останутся, то должник, с большой долей вероятности, начнет скрывать свои доходы и кредиторы все равно ничего не получат.
Поэтому после окончания банкротного производства должнику предоставляется право ходатайствовать об освобождении от долгов. Этот процесс длится пять лет. Если в течение этого периода должник делает все от себя зависящее, чтобы уплатить хоть часть долгов, то по истечении пяти лет его освобождают от неуплаченных долгов. Должнику это позволяет продолжать нормальную жизнь, а кредиторам приходится мириться с неизбежностью.
В Эстонии такая практика еще не очень распространена, но вполне вероятно, что за пять лет должник, как бы он ни старался, так и не сумеет существенно сократить сумму своего долга.
Это значит, что ни банкротство, ни последующее производство по освобождению от долгов не спасут кредиторов, должнику же предстоят семь-восемь лет мытарств, которые могут сильно испортить его жизнь. Выходит, что для предотвращения банкротства нужно предпринять что-то заранее.
Главная идея нового закона в том и состоит, чтобы помочь избежать банкротства должнику, которому грозит неплатежеспособность или который уже неплатежеспособен, то есть обязать должника заплатить больше, чем это было бы возможно в ходе банкротного производства. Тогда кредиторы смогут получить больше денег.
Выгодно всем
Производство по пересмотру долгов — это процесс предотвращения банкротства, который должен дать кредиторам более выгодный результат, чем объявление банкротства. Сам должник тоже избавляется от угрозы банкротства, однако ради этого ему нужно немало потрудиться, чтобы уплатить кредиторам уменьшенные долги. Таким образом, закон защищает как кредитора, так и должника от банкротства последнего, поскольку для всех сторон оно является худшим решением.
Как с любым новым законом, здесь тоже есть свои опасности. Испытанию подвергнется состоятельность нашего судейства — пересмотр долгов можно предоставить только тем должникам, которым в противном случае грозит реальное банкротство.
Кроме того, должны быть основания для уверенности в том, что должник справится со своими новыми обязательствами и готов трудиться ради этого.
Когда суд не поможет
Возможность нового производства не следует предоставлять тем, у кого есть трудности с уплатой долгов, но которым банкротство все-таки не грозит.
Начинать такое производство не имеет смысла и тем, кто уже безнадежно неплатежеспособен и в случае с которыми совершенно очевидно, что они не справятся с уплатой долгов даже в уменьшенном объеме — здесь правильнее инициировать банкротное производство.
Человеку, столкнувшемуся с финансовыми трудностями, в первую очередь следует обратиться к консультанту по долговым вопросам, чтобы разобраться, как в такой ситуации поступить правильнее всего и когда следует подать ходатайствовать о пересмотре долгов, чтобы избежать банкротства.
В суд не следует обращаться, чтобы просто попробовать: авось повезет! Если ходатайство не обосновано, то все равно не повезет, а нагружать суды понапрасну нельзя. Консультанты по долговым вопросам есть практически во всех городах и волостях.
Надеюсь, что новый закон, являющийся нормальной частью неплатежеспособного права, наряду с законами о банкротстве и санации, будет скоро принят
Как закон о санации, касающийся юридических лиц, так и этот закон, предусмотренный для должников-физических лиц, имеет не очень широкую сферу использования. Он является альтернативой банкротству, а не просто защитой от долгов.