30 лет назад Рональд Рейган провел против СССР решительный эндшпиль, завершивший саму историю — либеральное общественное устройство одержало верх. Сейчас свободным обществам противостоит куда более слабый соперник — прошедшая школу КГБ клептократия. Ее представления и понятия несколько сбивчивы, однако страхи ясны: а вдруг все отберут. Остановить это должно быть намного проще, чем было Рейгану. Нужно найти в себе смелость поднять ставки.
Марти Аавик: миру нужен новый Рейган
Однако на ушко правительствам мира нашептывает обеспокоенный по поводу своей премии банкир, полагающий, что не следует обострять положение. Но надо найти смелость поставить его на место: вы непременно получите свои премии, но не ценой свободы. Следует хранить веру в ценность свободы и в собственные силы! Сейчас же Европа ведет себя, как сонный великан: не могу, некогда. Но надо смочь!
Акции Москвы обрушились в прошлый понедельник — появился страх, что за агрессией в отношении Украины последуют четкие санкции. Время показало, что ничего серьезного не случится. Еще неделей ранее было опубликовано фото секретной записки правительству Великобритании: не поддерживать торговые санкции и закрытие для русских лондонских финансовых центров. Франция не остановит сделку по продаже России вертолетоносцев класса «Мистраль».
Расчеты потерь частных школ Великобритании при попытке надавить на семьи, связанные с Кремлем, кажутся просто смехотворными. Все это указывает на неспособность адекватно оценить угрозы, связанные с российским вторжением, а также свою реальную силу, возможность воспрепятствовать действиям агрессора. Никто не хочет верить, что если оставаться в зоне комфорта, то обороты отдельных тех самых заветных сфер экономики в конечном счете также окажутся под ударом.
И напротив: невозможно представить, что с помощью усиленного давления возможно добиться успеха. Это, конечно, известно, но кое-кому не хватает решимости признать, что экономическая взаимосвязь имеет двусторонний характер. Как долго внезапно разбогатевшие соратники Путина терпели бы своего хозяина, если бы выяснилось, что под его знаменами денег больше не будет? Путин связывает себя с новыми преступлениями, но у его окружения, возможно, еще есть пути отступления.
Эстония не может одна вести борьбу за всю Европу, но мы можем призывать к этому. Вот вам идея. Скоро будет сформирована новая Еврокомиссия, которая должна будет заявить о себе словом и делом. Давайте же спросим, есть ли еще где-нибудь более влиятельная фигура, чем нынешний министр иностранных дел Польши Радек Сикорский?