В среду Рийгикогу окончательно проголосует за проект, позволяющий силам реагирования НАТО использовать с июля в течение года минный тральщик Admiral Cowan.
Рийгикогу примет решение об отправке Admiral Cowan в помощь силам НАТО
Проект позволяет использовать минный тральщик с экипажем до 45 бойцов в составе сил реагирования НАТО 15-й ротации (NRF-15) с 1 июля по 30 июня будущего года.
Срок ротации NRF-15 заканчивается 31 декабря текущего года, но согласно проекту мандат Рийгикогу длится до середины будущего года, т.к. силы реагирования могут быть активированы и в конце периода готовности.
Admiral Cowan в компоненте военно-морских сил NRF-15 входит в состав противоминной эскадры НАТО SNMCMG1 и принимает участие в противоминных операциях, чтобы снизить риск движения гражданских судов. Если минный тральщик не участвует в операциях, то он находится в состоянии пятидневной готовности в Эстонии.
В состав SNMCMG1, оперирующей преимущественно в северном регионе, входят противоминные подразделения государств НАТО Северной Европы и Скандинавии, обычно состоящие из 5-10 минных тральщиков, штабных и снабженческих судов. От стран-членов НАТО обычно участвует 1-3 корабля, служащих в подразделении согласно годовому плану.
Хотя в экипаж Admiral Cowan входит примерно 35 моряков, но поскольку их число в целях выучки может возрасти, то проект предусматривает использование до 45 бойцов.
Ранее в силах реагирования НАТО от Эстонии принимали участие штабной корабль поддержки ВМС Admiral Pitka, минные тральщики Admiral Cowan и Sakala, а также подразделения саперов, военной полиции и координирования движения.
В первом полугодии текущего года от стран Балтии в составе компонента наземных сил NRF служит единый пехотный батальон, в котором от Эстонии участвует рота, состоящая из 204 бойцов.
Силы реагирования НАТО решено было создать на саммите 2002 года в Праге с целью сформировать мобильное войсковое соединение высокой готовности, которое сможет выполнять военные операции в любой точке мира.
Силы реагирования могут использоваться как в операциях коллективной самообороны, проводимых на основании Северо-Атлантического договора, так и в военных операциях, отвечающих общепризнанным традициям и принципам международного права, проводимых на основании устава ООН в целях сохранения или восстановления мира и безопасности.
Вопрос использования NRF единогласно решает Северо-Атлантический Совет, т.е. для этого необходимо согласие Эстонии.