Бедняки страдают больше других

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: graafika: Silver Alt

Неравенство по части доходов и социальное расслоение могут усугубляться, если правительства не начинают в срочном порядке оказывать поддержку самой уязвимой части общества.

Понятие «автоматический стабилизатор» характеризует в экономике способность государства адаптироваться к условиям экономического кризиса или подъема.

Последний отчет Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), сопоставляющий предшествующий и последующий по отношению к кризису периоды экономического развития, свидетельствует о весьма примечательной особенности – в тех странах, где т.н. автоматические стабилизаторы были более значительны, защищенность семей с наиболее низкими доходами была выше.

Однако в Эстонии стабилизаторы относительно слабые, и они не смогли ни особо ограничить стремительный экономический рост, ни смягчить кризис. Если житель Эстонии теряет работу, то государство никак не уравновешивает его доходы, а позволяет ему опуститься на уровень ниже.

Да и пособия по безработице у нас тоже кратковременны, в то время, как в других странах в период экономического спада людям выплачивались компенсации гораздо дольше, чем в обычное время.

Стабилизаторы не сработали

Аналитик в сфере трудовой и социальной политики цент­ра политических исследований Praxis Андрес Вырк отмечает, что в прежних отчетах подчеркивалось, что за период последнего экономического цикла Эстония довольно мало применяла автоматический стабилизатор.

«В период бума социальные субсидии росли, хотя уровень трудовой занятости был высок, а когда безработица достигла своей наивысшей точки, номинально наши пособия и вовсе снизились», – комментирует Вырк.

По словам Вырка, в период кризиса спад был неизбежен, поскольку в 2008 году пособия выросли по сравнению с прежним уровнем на одну четверть: «Тем самым в период кризиса пособия пришлось снижать, но именно это и свидетельствует о том, что в Эстонии автоматические стабилизаторы не сработали».

Согласно оценке ОЭСР, неравенство по части доходов и социальное расслоение могут усугубляться, если правительства не начинают в срочном порядке оказывать поддержку самой уязвимой части общества, и в настоящее время экономический кризис уже превратился в социальный кризис. По словам Вырка, сейчас Эстония смотрится на фоне средних стран ОЭСР относительно неплохо – большинство показателей Эстонии лучше, чем в среднем по ОЭСР.

И все же существуют отдельные показатели, по которым Эстония выделяется в негативном плане. Из док­лада ОЭСР следует, что в условиях кризиса у нас больше, чем в среднем масштабе, вырос показатель эмиграции из страны населения трудоспособного возраста, а в относительном измерении более значительно сократились доходы беднейшей части населения.

 При этом риск бед­ности среди молодежи повысился больше, чем в средних пределах, относительно высоко и количество таких работников, которые получает маленькую зарплату.

Отсутствие трудовых заработков в период экономического кризиса сказалось на совокупном доходе домохозяйств и в наибольшей мере ударило по домохозяйствам с наиболее низким доходом.

В своем ответе Министерство социальных дел заявило, что такая тенденция характерна для стран, в которых экономический спад про­явился наиболее остро. Кроме того, министерство обращает внимание на то, что в отчете был отмечен рост расходов на социальную защиту в период экономического кризиса в Эстонии.

Сравнение сделали не в самый удачный момент

Согласно данным отчета, по части роста расходов на социальную защиту Эстония вообще занимает первое место.

«Это опять же обусловлено тем, что в 2007 году, когда проводился сравнительный анализ, все наши расходы в сфере политики трудовой занятости были очень и очень низкими», – заявил аналитик Praxis Андрес Вырк, по словам которого, всегда необходимо принимать во внимание, какова база для проведения сравнительного анализа.

Вырк отмечает, что по некоторым показателям, например, касающимся рынка труда, Эстония предстает в таком черном свете потому, что пик экономического подъема является не самым лучшим моментом для сравнения, и это может создать гораздо более удручающую картину, чем есть на самом деле.

«Эстония все-таки одна из наиболее преуспевающих стран ОЭСР, и у нас относительно мало людей трудоспособного возраста, у которых вообще нет трудовых доходов», – говорит он в заключении.

Министерство социальных дел отмечает, что поскольку отчет сконцентрирован на периоде экономического кризиса либо в нем сопоставляется период кризиса с предшествовавшим спаду моментом, он отнюдь не отражает настоящее положение дел.

Вместе с тем, по мнению министерства, в отчете есть неточности в интерпретациях законов и обусловленных ими взаимосвязях.

Ключевые слова

Наверх