Евгения Гаранжа: иногда они возвращаются

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Евгения Вяря.
Евгения Вяря. Фото: SCANPIX

Двухдневная встреча министров иностранных дел стран – членов НАТО в Брюсселе прошла в обстановке, проливающей бальзам на души старых милитаристов, сокрушавшихся, что с концом холодной вой-ны альянс утратил ясное представление о своих целях, а обеспечивать бесперебойное поступление средств из национальных бюджетов в его казну становится все труднее.

Сегодня НАТО снова на коне, поскольку на повестке дня вновь стоит вопрос обеспечения безопасности в Европе. А на фоне крымского кризиса ассигнования на оборону в большинстве стран организации перестали быть непопулярной мерой.

В заявлении министров иностранных дел государств альянса говорится о том, что НАТО намерено свернуть как военное, так и гражданское сотрудничество с Россией за исключением переговоров на уровне постоянных представителей и в формате совета Россия – НАТО, а также афганского направления, которое слишком важно для обеих сторон.

Одновременно НАТО намерено углублять сотрудничество с Украиной и пересмотреть, естественно, в сторону усиления, свои планы по защите восточно-европейских государств альянса. До сих пор это выражалось в более активном слежении за воздушным пространством на границе с Россией, однако дело, по-видимому, этим не ограничится. После того как эксперты произведут разведку, страны НАТО обсудят дальнейшие шаги в июне и в сентябре – на саммите альянса. Таким образом, Россия может лишиться того, что можно считать большим достижением ее дипломатии конца 90-х: граничащие с ней страны НАТО перестанут быть условной нейтральной зоной, в которой альянс присутствовал в основном «на бумаге» или, так сказать, в виртуальной форме (центр киберобороны).

Но то, насколько далеко НАТО готово зайти в наращивании военного присутствия в Восточной Европе, пока сказать сложно, ведь политика и интересы отдельных государств альянса на российском направлении зачастую противоречат позиции организации в целом. Так, не будем забывать, что руководству Франции принадлежит одно из самых циничных заявлений периода крымского кризиса: Париж не отказывается продавать России «Мистраль», ведь корабль будет передан без вооружения. А министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер на брюссельской встрече сказал, что наращивание военного присутствия НАТО в Польше идет вразрез с соглашением о сотрудничестве между Россией  и НАТО от 1997 года. Нет единства по этому вопросу и в самой Польше.

Ключевые слова

Наверх