Елена Поверина и Райво Варе: почему мы не учимся на своих ошибках?

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Елена Поверина.
Елена Поверина. Фото: личный архив

После апрельских событий 2007 года общество ненадолго осознало, что здесь, в нашей стране, рядом с нами, помимо старшего поколения русских, которые, что отчасти понятно, скучают по старому строю или по России, выросло новое, местами нелояльное или же безразлично настроенное поколение русских. Не будем сейчас затрагивать сложную тему языка в образовании, она заслуживает отдельного разговора. Поговорим о роли СМИ, которую нельзя недооценивать, как показали украинские события.

Тогда казалось, что мы начали, наконец, понимать, что мы проспали и оставили наших русскоязычных соотечественников, молодых и старшего возраста, вне нашего единого инфопространства, на откуп другому, влияющему на лояльность и систему ценностей. Но это понимание быстро утонуло в привычных жалобах на отсутствие денег и на то, что «мы все равно не можем ничего сделать». Фокус с апломбом начинавшегося телеканала ЭТВ2 быстро сместился на другие проблемы и интересным русскоязычным передачам пришел конец. Мы продолжаем идти прежним курсом в «параллельном мире», а русскоязычное и эстоноязычное инфопространства различаются еще больше, чем раньше. Учитывая происходящее у соседей, это очень недальновидная позиция.

Дискуссия о закрытии российских телеканалов, начало которой было положено в одной из немногих сохранившихся русскоязычных передач, «Актуальной камере» на ЭТВ2, привела нижеподписавшихся к выводу, что вместо того, чтобы прибегать к неэффективным и временным решениям, было бы разумно предпринять что-то с местными русскоязычными масс-медиа. Прежде всего с телевидением как с основным источником информации. Что-то практичное и жизнеспособное.

Признаем, что мы не можем, да и не должны конкурировать с мощной российской индустрией культуры и развлечений. Но мы не сомневаемся в то же время, что предложение более многогранной информации и анализа было бы вполне посильным и востребованным. Отсутствие в Эстонии места для публичной дискуссии на русском языке, где могли бы встретиться представители различных политических и общественных сил, вероятно, является одной из причин недовольства деятельностью СМИ и правящими партиями. У русскоязычных людей складывается впечатление, что мнение неэстонцев игнорируется и замалчивается. Это привело к ситуации, когда русскоязычный анализ ситуации представлен в основном только на ПБК, где из всего политического спектра доминирует только одна точка зрения.

Все остальное видится в негативном свете, поскольку даже в эстоноязычных передачах не затрагиваются проблемы, которые беспокоят неэстонцев, туда не зовут политиков и общественных деятелей, которые готовы по существу и убедительно говорить об этих проблемах. Только Радио 4, да пара региональных изданий еще держат удар. Но влияние этой отличной радиостанции так или иначе меньше, чем было бы влияние телевидения. Создание телевизионной платформы для независимой дискуссии позволяет представить альтернативные точки зрения, определиться с позицией основных политических сил, обсуждать актуальные проблемы и демонстрировать заинтересованность в решении этих проблем. Такая платформа, конечно, привлечет значительную часть местных мыслящих русскоговорящих людей, у которых иначе нет возможности для самовыражения.

Конечно, в последние дни возникла идея о создании общего телеканала для трех Балтийских стран. Она еще сыровата и потребует вложения средств, а учитывая наш не самый лучших опыт сотрудничества в некоторых совместных проектах, может и не принести результатов. Вместе с тем, используя имеющиеся ресурсы, можно начать действовать в Эстонии без промедления, а затем успешно интегрироваться в единый балтийский проект.

Учитывая наши возможности, считаем реалистичным для начала создать формат долгоиграющей, жизнеспособной и содержательной дискуссионной передачи. У проекта должен быть свой бюджет, его должны претворять в жизнь местные журналисты и редакторы, чтобы передача стала пользоваться доверием. Проектом могла бы заниматься некоммерческая организация или фонд, который будет заказывать техническую поддержку у ERR или частных фирм. Русских телезвезд было бы разумно привлекать в первую очередь в качестве гостей, поскольку наши финансовые возможности никогда не начнут отвечать их привычным гонорарам.

Новую дискуссионную платформу следует целенаправленно рекламировать на популярном телеканале. Предпочтительны были бы следующие варианты: покупается время на ПБК или заключается аналогичный договор с другим популярным у русскоязычной аудитории каналом. Проект можно сначала показывать или давать в повторе по ЭТВ2 с эстонскими субтитрами. Проект должен быть долгоиграющим – по одной-две передачи каждую неделю и не менее двух-трех лет подряд.

Такие проекты могли бы привлечь интерес людей к тому, что происходит в нашей стране, обеспечить реальную и мотивированную обратную связь. И, что самое главное, они приглашают размышлять, участвовать в жизни государства, они растят новых лидеров общественного мнения в русскоязычной среде и, надеемся, помогут и эстонской общине начать лучше понимать своих русскоязычных соотечественников.

Разве все это не стоит того, чтобы попробовать?

Наверх