Наделавшая шуму в эстонских СМИ идея Юрия Журавлева и Дмитрия Линтера провести на Тоомпеа пикет с целью «поднять вопрос о референдуме по самоопределению» и «напомнить русским, что за спиной у них – Россия» стала сегодня первополосной новостью эстоноязычных порталов. Так что медийное покрытие инициаторы акции себе уже обеспечили – что, очевидно, и было сверхзадачей.
Яна Тоом: Слова из песни Дмитрия Линтера
На своей стене в фейсбуке в комментариях к этой новости я имела неосторожность написать, что «В свободной стране каждый может митинговать где и о чем хочет. И дураком быть не запрещено», и была немедленно процитирована чуть ли не во всех эстоноязычных изданиях. Так что придется, пожалуй, пояснить, почему «русский депутат парламента Эстонии» столь нелицеприятно отозвалась о «герое бронзовой ночи».
Для начала позволю себе привести три цитаты Дмитрия Линтера.
Первая – опубликованный сегодня порталом «Балтия» комментарий по поводу слов американского посла Джеффри Д. Левина, который на встрече с журналистами в Нарве сказал, что в силу российской политики защиты соотечественников «теоретически любая страна, где существует русская диаспора, является зоной риска».
«По мнению Дмитрия Линтера, такие публичные откровения американского посланника показывают, что межнациональный мир и согласие на эстонской земле для него ничего не значат. /…/ Правозащитник (Линтер – Я.Т.) убеждён, что таким образом Джеффри Д. Левин дал сигнал эстонскому обществу: «русские – враги, угроза государственной безопасности Эстонии». «Это самое настоящее разжигание межнациональной розни», – подчеркнул общественный деятель».
Как говорится, конец цитаты. И ведь трудно не согласиться! Действительно, все эти разговоры о пятой колонне и о том, что русскоязычные в Эстонии представляют угрозу национальной безопасности, которые мы двадцать лет слышим от национал-радикалов, не просто углубляют раскол в обществе. Они еще и создают массу препятствий на пути решения специфических проблем русскоязычного населения. А теперь, когда к этому хору один за одним подключаются «ястребы», соскучившиеся по временам холодной войны, ситуация становится еще более напряженной.
Но… вот вторая цитата (вчерашние «Известия»):
«Сейчас наибольшее число русскоязычных проживает на северо-востоке страны, 160–180 тыс. человек, и если хотя бы каждый второй из них займет активную позицию, то можно будет создавать инициативные группы и требовать референдума по вопросу отделения от Эстонии».
Согласитесь, автора этих слов трудно заподозрить в попытке «сохранить межнациональный мир и согласие на эстонской земле». Да что там, трудно даже предположить, что автор приведенных цитат – один и тот же человек. А вот чтобы вычитать в них совершенно внятную угрозу целостности Эстонии, не обязательно быть американским послом.
Ну и, наконец, третья цитата – Линтер делится впечатлениями от поездки в Крым на своей страничке в ФБ:
«Как мне нравится это культурное наследие, как хочется распространить эту вежливость на страны Балтии. Русская культура в действии. Глядишь и наши прибалтийские друзья прониклись бы величием и красотой могучего русского языка. Как хорошо когда за учителем русской словесности стоит вежливый русский парень в камуфляже с Калашниковым. Это так мотивирует учить великий русский язык и вести себя хорошо. Да здравствуют русские учителя в камуфляже! Самые вежливые учителя в мире! Ура!»
Очевидно, если это попытка подать сигнал, противоположный тому, который исходит от американского посла, она не удалась.
Что из всего этого следует? Выводов можно сделать два. На выбор.
Первый: Дмитрий Линтер ведет себя как провокатор, который льет воду на мельницу соскучившихся по холодной войне, а также местных националистов. После оглушительного провала с лозунгом «kodukulud alla!» у IRL, например, не осталось ни одного внятного пункта политической платформы – кроме защиты отечества. От кого? «Да вот же мы!» – кричит Линтер, услужливо подсовывая «защитникам» пищу для ума, а правительству – аргументы против смягчения драконовских законов о гражданстве, об иностранцах и об основной школе и гимназии. Но этот вывод мне лично кажется несколько… гиперболизированным.
Мне ближе второй: в 2007 году обстоятельства сложились так, что Дмитрий Линтер почувствовал себя лидером общественного мнения. И в каком-то смысле он им, безусловно, был – события семилетней давности объединили русскоязычных жителей Эстонии так, как никогда ничто не объединяло ни до, ни после этого. Однако в силу разных причин полноправным участником политической жизни Линтер так и не стал. Зато время от времени подает сигналы, поражающие своей несогласованностью.
Собственно, именно этот второй вывод я и обозначила на своей стенке в фейсбуке. Только другими словами: в свободной стране каждый может митинговать, где и о чем хочет. И дураком быть – не запрещено.