«Мы проанализировали письмо канцлера юстиции и сочли, что разумнее будет признать соответствующее постановление недействительным, чтобы избежать судебной тяжбы», – сказал помощник йыхвиского волостного старейшины Эдуард Раэ.
Летом 2013 года канцлер юстиции направил Йыхвискому волостному собранию письмо, в котором содержалось предложение аннулировать кладбищенские платы, как противоречащие Конституции, и получил от тогдашнего председателя волостного собрания Каарела Пюрга отрицательный ответ. В нем объяснялось, что взимание кладбищенских плат необходимо, чтобы покрыть расходы на уход за кладбищем.
Через полгода канцлер юстиции прислал в волостное собрание новый запрос, в котором указывалось на возможное противоречие постановления Конституции.
В тот раз уже Нина Негласон, ставшая председателем волостного собрания, пояснила, что взимание платы обоснованно, поскольку помогает волости оказывать публичную услугу.
«Йыхвиская волость не планирует признавать платы недействительными, пока государство не создаст такую систему финансирования, которая обеспечит самоуправленческим подразделениям достаточные денежные средства для выполнения самоуправленческих задач», – подтвердила Негласон и в январе 2014 года.
Однако 1 апреля канцлер юстиции представил Йыхвискому волостному собранию юридический анализ, из которого следовало, что взимание платы за выделение могильных площадок и выдачу разрешения на захоронение противоречит Конституции. Индрек Тедер указал, что, исходя из Закона о кладбище, погребение покойного для его близких является обязанностью и хоронить следует на предусмотренном для этого земельном участке.
В Йыхви же организатор похорон оказывается в вынужденном положении. Во-первых, он имеет обязательство похоронить покинувшего этот мир близкого. Однако если он хоронит умершего на Йыхвиском кладбище, то должен заплатить Йыхвиской волости. «Если лицо не выполнит обязательство о внесении платы, то, исходя из прейскуранта кладбища и кладбищенского предписания, лицу не выделят могильное место на кладбище Йыхвиской волости и/или не выдадут разрешение на погребение. В результате этого лицо не сможет выполнить исходящее из Закона о кладбище обязательство о захоронении умершего», – находит Тедер.