Нина Хрущёва: войны не будет

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Нина Хрущёва.
Нина Хрущёва. Фото: Частный архив

Нина Хрущёва полагает, что мир должен был бы беспокоиться не столько по поводу войны, сколько по поводу способности Путина дестабилизировать ситуацию. Одним из способов достижения этого является возможность заставить всех говорить о войне. В гостях в Нью-Йорке у внучки бывшего главы СССР Никиты Хрущёва  побывала редактор отдела мнений Postimees Урве Эслас.

Кое-кто говорит, что Запад недостаточно решительно отреагировал на кризис на Украине и, помимо прочих санкций, необходимо было бы задуматься о непосредственном вмешательстве в укр аинские события. Вместе с тем никто ведь не желает войны.

Во-первых, никакой войны не будет. Если Запад станет жестче, Путин смягчится. Он очень талантливый аналитик КГБ, прекрасно умеет читать своих врагов. Если он поставит цель кого-то задеть, то он знает, что за этим последует реакция. Именно реакция является для него желанной, а отнюдь не война. При этом ему известно, что Запад настолько испуган, что какое-то время ему будет предоставлена возможность действовать. Ведь никто не захочет отреагировать слишком сильно.

Я думаю, что Запад запоздал по части реакции. Мировые СМИ принялись отражать события с ноября минувшего года, когда на Майдане начались протесты, но политической помощи Украине от этого было мало. Политики прибыли на место, похлопали украинцев на Майдане по плечу и объявили, что «мы с вами», но ничего более существенного предпринято не было.

Приступать к разработке решений надо было уже тогда. Ведь было ясно, что до завершения Олимпийских игр в Сочи Путин по этому вопросу ничего не предпримет, и это было окном во времени, дающим шанс. Многие аналитики прекрасно знали, что в тот момент, когда игры завершатся, окно закроется и возможность немедленно отреагировать и установить контроль над дальнейшим развитием событий будет упущена. Почему к этим аналитикам никто не прислушался и сразу же не осуществил решения, это вопрос. Времени на это было три с половиной месяца.

Будет ли аппетит России удовлетворен Украиной?

Я не думаю, что вы находитесь в опасности. Вы являетесь членом НАТО, и это сильный аргумент. Вдобавок, вы все равно никогда нам в полной мере не принадлежали. Но существует определенный способ, как Путин функционирует. Он заставляет людей испытывать страх. Это его развлечение, наблюдать за людьми в состоянии тревожного ожидания, каков же будет его следующий шаг. Его воспринимают как неведомую силу и лицо с непредсказуемым поведением, но на самом деле он довольно предсказуем.

Именно потому и было ясно, что когда Игры в Сочи закончатся, он активизируется на Украине, модель его поведения  вполне просматривается. Он предпочитает драму. Ему нравится запугивать, порождать замешательство. Это школа КГБ, там он этому научился. Он – дестабилизатор. Свою политику он проводит таким же образом. Он такой политик, который  ждет шанса породить замешательство, препятствия и проблемы, а затем явиться в героическом ореоле, чтобы их разрешить. Именно это мы и наблюдали в Сирии. Но он не пойдет на войну, он не может себе этого позволить.

Это звучит достаточно трагически.

Это действительно трагично. И знаете, почему? Потому что это означает, что, противопоставляя себя Западу, Россия всегда определяет себя через негативные ценности. Как же можно иметь свое будущее, как можно помышлять о строительстве чего-то, если ты определяешь себя через то, чем ты не являешься? Мы – не немцы, мы – не французы, мы – не эстонцы. Мы не являемся чем-то таким, чем являются другие. Это очень затрудняет взгляд в будущее. Все, что у тебя остается при таком подходе, это прошлое.

Поэтому России очень тяжело извиниться за прошлое или признать ошибки.

Все это касается и экономики России. Будущее не может основываться на российской нефти и газе. Но ничего другого у нас нет.

Россия меняется и не меняется. Она облачена в ту же самую широкомасштабную парадигму, которая не отпускает ее на волю. Взгляните на речи Путина, особенно на его крымскую речь. Она обращена лишь к прошлому. Мы слишком велики, чтобы идти вперед.  Нам следовало бы прежде развалиться.

Что бы произошло, если бы Россия и впрямь рассыпалась?

Ну в каком-то смысле это было бы прискорбное событие, точно так же, как  прискорбным был распад Советского Союза. Но он недостаточно распался. Ни в одной стране не должно быть девяти часовых поясов. Она слишком велика, чтобы ею управлять. Распад был бы труден, но он необходим. Если бы Путин оказался  стратегом, он пошел бы на этот шаг, заработал на этом внушительную сумму и использовал ее для создания нового государства. Но он не такой, и делать этого он не станет.

Следует ли понимать в том же ключе и «величайшую геополитическую катастрофу»?

Да. Путин оттяпывает куски того, что существовало когда-то. Он не получит всей Украины. Он может получить часть Украины, часть Молдовы, Белоруссии.

Но, как я говорила, это согласуется с тем, как мыслит российский человек: быть одновременно несчастным и широким по своей натуре, страдать и одновременно праздновать.

Один мой друг во времена Ельцина очень разбогател. Он жил в Москве в одном из  гигантских зданий сталинской эпохи, у него была огромная квартира. Однажды – это было 9 Мая – мы стояли под окном и наблюдали за салютом.  И тут он сказал: знаешь, мы здесь в России хотя и можем умереть в тюрьме, но наши салюты возвышают дух. Неужели? Я скорей прожила бы без салютов и парадов, но сохранила жизнь. Это представление, что государство важнее, чем ты сам, существует в России до сих пор. Коммунизм был не чем иным, как особой формой христианства. Тот же фундаментализм, те же абсолютные истины, те же обещания рая.

Что мешает Путину повторить то, что Россия предприняла в 1940-х годах?

Смотрите, Путин не склонен к самоубийству. Он человек очень

мудрый. Ладно, предположим, он вторгается в Эстонию. И дальше? Ему известно, что последует дальше, и он знает, что не смог бы выиграть. Вдобавок Путин очень заинтересован в своем имидже. Представьте себе: Москва была бы в развалинах, Петербург был бы стерт с лица земли. Чтобы осталось от великого Путина? Нет, этим он рисковать не станет. Он хочет говорить о войне, но не хочет вести войну. Он не хочет быть воюющим президентом. В других краях, да, почему бы и нет. Но если имеется угроза, что это будет разворачиваться на его собственной территории, то нет.

 У вашего деда Никиты Хрущёва было свое отношение к Украине и к Крыму. В прошлом месяце в своем интервью National Geographic вы заявили, что если бы дед был жив, он разочаровался бы в Путине в связи с его поведением. Реформы  Никиты Хрущёва в контексте его эпохи были исключительно примечательны. Это очень близко коснулось людей в Эстонии. Многие вернулись из Сибири домой. Благодаря хрущевской оттепели мой дед, наконец, решился выйти из подполья. Из подполья в прямом смысле слова.

Мой дед пытался что-то изменить. Это не всегда удавалось. Украинцы слишком значительно пострадали во времена Сталина. Как и многие другие народы.

Значит, Россия действительно  не способна заглядывать в будущее?

У России нет представления о будущем или даже о настоящем. У России имеется только прошлое. Правда, в России проводились реформы: хрущевская реформа, ельцинская реформа, горбачевская  реформа.  В России появлялись идеалы, какой она хотела бы стать, но всегда все сводилось к тому, в чем состоит величие России – к ее прошлому.

Самым лучшим определением России является следующее: Россия – западная страна, которая не желает быть западной страной.  Она определяет себя отчасти посредством западных ценностей. Нашей матерью также является Греция, точно так, как  для большей части западной цивилизации. Вместе с тем Россия всегда рассматривала себя через парадигму величия и мощи, которая не позволяет ей стать западной.  

Однако она часто желает говорить о войне. Пару недель назад Пентагон нанял аналитика, чтобы тот проанализировал планы Путина  и предсказал, что он сделает. Я могла бы им точно сказать, чего Путин делать не собирается. Его цель состоит в том, чтобы все говорили о войне. Вовсе не то, чтобы война действительно разразилась.  Разве что политическая война.

Миру следует беспокоиться не столько по поводу войны, сколько по поводу   способности Путина дестабилизировать ситуацию. Один из способов – заставить всех говорить о войне. Задачей аналитиков других стран сейчас является придумать, как не дать ему такой возможности.   

Нина Хрущёва

• Профессор университета New School в Нью-Йорке, читает лекции, посвященные международным СМИ, сравнительной пропаганде и политике России.

• Старший научный сотрудник Института мировой политики, руководитель проектов, связанных с Россией.

• Защитила докторскую диссертацию по сравнительному литературоведению в Принстонском университете.

• Является внучкой бывшего лидера Советского Союза Никиты Хрущёва (биологической правнучкой, так как Никита Хрущёв удочерил мать Нины Юлию, когда отец Юлии погиб на фронте).

• Никита Хрущёв имел особое отношение к Украине, поскольку именно в годы его правления  Крым был передан Украине.    

Ключевые слова

Наверх