Cообщи

Передовая: погромы в Киргизии

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy

Слабое правительство не контролирует ситуацию

Истории, которые позавчера новостному агентству AFP (единственный информационный канал Запада, имеющий постоянную аккредитацию в этом репрессивном государстве) рассказали узбеки, бежавшие на свою историческую родину от кровавых разборок в южной части Киргизии, вызывают ужас.

Это истории о том, как людей сжигали заживо, как на глазах матери насиловали детей, о тысячах уничтоженных домов и разрушенных жизнях. Один местный доктор назвал происходящее в Киргизии геноцидом узбекского народа и попросил помощи.

Но кто и как должен оказать эту помощь? Когда в апреле был свергнут президент Курманбек Бакиев, надув­ший в прошлом году Россию своими обещаниями, Москва стала первой, кто предложил временному правительству своей бывшей союзной рес­публики гуманитарную помощь.

В то время, пока Европейский Союз делал то, что он умеет лучше всего — вырабатывал «единую позицию» по данному вопросу, Россию похвалили за быстрое реагирование.

Несмотря на то, что свержение Бакиева также сопровождалось кровопролитием в Бишкеке и южной части страны, временное правительство под руководством Розы Отунбаевой надеялось, что ситуация будет взята под контроль. Но события последней недели продемонстрировали, что слабое правительство Отунбаевой не имеет никакого контроля над ситуацией.

В войсках не хватает мужчин, снаряжения, топлива и перевязочных материалов. Кроме того, среди солдат и блюстителей порядка, которые преимущественно являются киргизами, царит исторически сложившиеся плохое отношение к узбекам.

Все больше начинает казаться, что Киргизия ступил на опасный путь гражданской войны, поэтому не удивительно, что поддержка России двухмесячной давности быстро сошла на нет.

Москва снова быстро отреагировала на просьбу Отунбаевой прислать дополнительные войска для обуздания насилия, но вместо ожидаемого киргизами «да» прозвучало «нет».

Опыт Афганистана не позволяет России осуществлять военное вмешательство в Средней Азии, но точно таким же катастрофическим может оказаться для российского государства и невмешательство.

Нынешнее место беспорядков — Ферганская долина, поделенная в сталинские времена между Узбекистаном, Киргизией и Таджикистаном, — из-за этнической вражды может стать нестабильным и проблемным регионом для всей Цент­ральной Азии.

Ясно, что при нынешнем правительстве Киргизия не сможет разрешить ситуацию своими силами. В то же время Россия, очевидно, в силу исторических причин не станет спешить протягивать руку помощи.

Поэтому участие третьей, вызывающей доверие стороны для разрешения конфликта необходимо как киргизам, так и узбекам. Если рассказы узбекских беженцев о бесчинствах в Оше и Джалал-Абаде подтвердят независимые источники, задача установления мира может оказаться непосильной.

Ключевые слова

Наверх