Cообщи

Трущобы в центре города

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Городской архитектор Валга Иржи Тинтера с дочкой на фоне одной из развалин. У  этого здания есть хозяин, но он бездействует.
Городской архитектор Валга Иржи Тинтера с дочкой на фоне одной из развалин. У этого здания есть хозяин, но он бездействует. Фото: Яссу Хертсманн

Темные коридоры этих домов больше напоминают норы, здесь бьет в нос смесь запахов туалета, грязи и затхлости – так пахнет нищета.

В Валга полузаброшенных домов множество, большей частью это старые деревянные здания, построенные сто лет назад, когда стоящий на перекрестке железнодорожных дорог город переживал расцвет. Многие дома находятся в самом центре города, рядом с железнодорожным вокзалом есть целый квартал наполовину пустующих домов: из семи квартир в лучшем случае заселены три, две, а то и одна.

Живут здесь в основном пенсионеры, люди, оказавшиеся по той или иной причине на обочине жизни или просто бедняки. Судя по цифрам безработицы и данным статистики, отражающим размеры зарплат, Валга – бедный город. А ведь если бы не нищета и не отток населения, это мог бы быть чудесный уголок.

Стучусь в первую дверь дома, верхний этаж которого, судя по окнам, не заселен. Мне открывает мужчина, по всему видно, что жизнь оставила на нем суровый след.

В следующем доме в самом центре Валга живут пенсионеры – мать и дочь. Они не предъявляют к жизни слишком высоких требований, просто живут, как живется, даже не жалуются на то, что дрова обходятся им слишком дорого. Нелегко натопить даже одну квартиру, когда соседние пустуют.

В доме на улице Вахтра – тут уже настоящие развалюхи – встречаю цыгана и пожилую даму, которые тоже не сетуют на жизнь. «Тут один мужчина поселился, так у него вообще нет никаких условий», – говорит женщина, и из дальнейших ее слов я понимаю, что сосед обосновался в той части дома, которая недавно горела. «Зимой, конечно, тут холодно, ведь в соседних квартирах никто не живет», – добавляет старушка.

В последнем доме, куда я заглянул, знакомлюсь с русской женщиной, которая представляется Ларисой. В доме уже три месяца нет воды, и Лариса громко печалится по этому поводу: «Когда я спросила, как же мы без воды, мне сказали, платите 3000 евро, тогда подключим к новому водопроводу».

Стильный уездный город

Валга производит гнетущее впечатление не из-за унылой архитектуры, как, например, Йыгева. Напротив, со «старых добрых времен» здесь сохранилось немало стильных деревянных и каменных построек, некоторые из них даже приведены в порядок, но таких единицы.

Заглядываю в одно из самых старых в городе зданий: в разбитое окно построенного в XVIII веке дома виден декор cводчатого потолка. Это историческое здание почты, а вернее – целый комплекс находящихся под охраной зданий принадлежат одному человеку, сломленному ударами судьбы.

Городской архитектор Валга Иржи Тинтера не смог мне ответить на вопрос, как получилось, что этот человек получил в собственность комплекс зданий. Очевидно, таинственный собственник, обитающий где-то здесь же, получил эти дома даром. Городские власти ничего не могут с ним поделать, предписания и штрафы он игнорирует, а здания между тем продолжают разрушаться.

В Валга хватает и заброшенных панельных домов, пустует и большая гостиница, в которой к услугам постояльцев лишь несколько номеров. Но больше всего здесь незаселенных старых деревянных домов, знававших лучшие времена.

Как сказал Тинтера, пустующие дома, которые оставляют жильцы, это далеко не все проблемы, с которыми сталкивается Валга. «У нас целые фабрики простаивают, военный городок», – сказал он.

В Валга около 300 жилых домов, треть из них на четверть не заселена. «Около 40 многоквартирных домов совершенно пустые», – сказал Тинтера.

Проведенное в прошлом году по заказу Министерства экономики исследование подтвердило, что больше всего проблем со старыми домами, в которых нет центрального отопления. В этих домах не действуют квартирные товарищества. Большинство жителей Валга обитает в построенных в советское время хрущевках и многоквартирных домах более поздней постройки – там теплится жизнь.

Если посмотреть правде в глаза, то приходится признать, что в Эстонии ни одно самоуправление не имеет четкого представления о том, сколько на его территории находится пустующих многоквартирных и частных домов. Тинтера вместе со студентами составляет подробную базу данных о пустующих в Валга домах, в июне они намерены обойти один за другим все земельные участки.

«Предстоит большая работа – у нас около 300 земельных участков. К сожалению, строительный регистр не дает адекватного представления о реальном состоянии зданий», – сказал городской архитектор.

Старший специалист отдела строительного надзора Валгаского департамента городского хозяйства Кайрид Лекс без особого успеха пытается убедить жильцов разрушающихся домов содержать их в порядке. «У людей просто нет для этого денег», – сказала она.

Как сказал Тинтера, для того чтобы спасти или снести проблемные дома, город должен прежде всего заполучить их, ведь частная собственность свята и неприкосновенна.

Отдельная проблема – так называемые бизнесмены, которые в период бума скупали в Валга недвижимость в надежде на выгодный бизнес. Среди таких домовладельцев немало граждан Великобритании, Канады, Финляндии. Наткнувшись в Интернете на объявление о том, что в одном из городов Евросоюза по цене бутерброда продается целый дом, они не могли устоять перед соблазном. Довольно скоро они понимали, что им не удастся нажиться на этой покупке, а уж о том, чтобы привести ее в божеский вид, и речи не идет.

По словам Тинтера, недавно город стал предлагать людям возможность отдать свой разрушающийся дом городской управе. «Собственник одного бывшего магазина решил отдать дом городу», – сказал он.

Городские власти рассчитывают еще в этом году снести этот не представляющий ценности дом. Как сказала Кайрид Лекс, у собственника хватило ума понять, что от дома проще отказаться, чем пытаться привести его в порядок.

Вот только не все домовладельцы думают так же. «Многие собственники домов, находящихся в очень плохом состоянии, не живут в Валга, нередко они и в Эстонии не живут. Эти люди совершенно не интересуются своей недвижимостью, позволяя ей разрушаться», – сказала Лекс.

Смешные цены

Тинтера пытался объяснить в Министерстве экономики истинное положение дел в Валга. «Если до недавнего времени чиновники не были готовы тратить деньги на то, чтобы решить эту проблему, то теперь они изменили свое отношение», – сказал он.

Из Таллинна проблема разрушающихся домов может видеться чисто эстетической. Поэтому вполне понятен вопрос чиновников, почему они должны выделять средства на снос, если на эти деньги можно что-нибудь построить.

Как считает Тинтера, дело не в эстетике, проблема намного глубже, вопрос в том, как должны чувствовать себя люди в городе, в котором дома пустуют и разрушаются. В центре Таллинна и Тарту тоже есть пустующие дома, но там ситуация иная – их собственники просто не понимают, что могут заработать на продаже приличную сумму.

В городе Валга практически не действует рынок недвижимости. Квартиры в деревянном доме стоят 300-400 евро, но их никто не покупает. В период бума недвижимости в городе построили только один жилой дом, из 32 его квартир 27 пустуют.

«В Валга проблема пустующих домов стоит очень остро, от нее зависит самочувствие людей, их отношение к своему городу, – сказал Тинтера. – Мы могли бы еще подождать, но когда люди живут в такой среде, они теряют веру в то, что у города есть будущее. У людей пропадает всякое желание быть предприимчивыми, по этой причине в центре города нет приличного летнего кафе, только магазинчики, торгующие одеждой и старьем».

Центр города опустел, закрываются последние магазины, цены на недвижимость упали до нуля.

Если бы произошло чудо, из Валга, где сейчас проживает 12 500 человек, люди не уезжали бы. Ведь еще 25 лет назад здесь жили 18 500 человек! Если сохранятся нынешние тенденции, то, по прогнозу, к 2040 году в Валга останется 8500 человек.

На самом деле идея Тинтера проста: Валга получает в собственность пустующие здания в центре города и реновирует их. Затем городские власти берутся за многоквартирные дома на окраине города, сносят их, а жильцов переселяют в центр, обеспечивая компактное расселение.

Тем, кто не захочет жить в муниципальных квартирах, мэрия предоставит квартиру в каком-нибудь многоквартирном доме, тем более что недостатка в них нет.

Необходима госпомощь

В результате все валгасцы жили бы в небольшом городе, но бок о бок, при таком расселении и бизнес вести проще. Город не в состоянии содержать в порядке большую сеть улиц, так что из некоторых районов разумнее было бы уехать.

По словам Тинтера, хотя мэрия решила вкладывать средства в первую очередь в центр города, это не значит, что окраинные улицы с пустующими домами бросят на произвол судьбы. Но если встанет вопрос, где построить игровую площадку, то шансы есть только у тех, кто живет в центре города.

В свое время государство построило на окраине современный центр профобразования, и, как считает городской архитектор, это было ошибкой.

Зачастую живущие в разрушающихся домах люди, на долю которых выпало немало испытаний, не верят, что жизнь может измениться к лучшему, до сих пор все перемены только ухудшали их жизнь.

По закону провести вынужденную национализацию крайне сложно. В Валга предпринята первая попытка национализировать мельницу, которая является памятником старины и находится под охраной.

По словам Тинтера, Министерство экономики обещало в порядке эксперимента оплатить снос трех зданий. У Валга нет таких средств, как нет их и у других самоуправлений, которые не знают, что делать с разрушающимися домами. Сколько еще таких домов в Ида-Вирумаа и в небольших волостях!

По оценке фирмы DTZ Kinnisvaraekspert, подготовившей для Министерства экономики исследование, касающееся пустующих зданий, следовало бы платить не только за снос, но и дотировать реновацию многоквартирных домов, чтобы в них переезжали люди. Следовало бы выплачивать и компенсацию тем людям, кто согласен отдать свои квартиры или дома самоуправлению. Тогда городок переживет своего рода бум недвижимости.

«После опубликования исследования, на многие квартиры в домах на улице Вахтра, находящихся в очень плохом состоянии и со следами пожара, нашлись покупатели, что для меня полная загадка», – призналась Лекс.

Но без помощи государства Валга не обойтись. Иначе нельзя. Валга – такой же город Эстонии, как все остальные.

Прибывший из Чехии энтузиаст в пограничном городе

Городской архитектор Валга Иржи Тинтера (32) по национальности чех. Чем же занимается в Валга этот обосновавшийся в Тарту и работающий над докторской диссертацией человек?

Тинтера нашел себе эстонскую супругу, с которой у него теперь уже двое детей. В 2007 году он закончил в Праге тамошний технический университет и затем перебрался в Эстонию.

«Поначалу я работал в Эстонии архитектором и поступил в докторантуру Таллиннского технического университета. В Эстонии я взялся за тему именно таких вот заброшенных и слабо задействованных регионов», – рассказывает городской архитектор.

По словам Тинтера, его семья прекрасной Праге предпочла Эстонию, поскольку жить здесь несколько проще и интересней. «Здесь общество лучше функционирует, да и настроение как-то получше», – удивляет он своим заявлением многих эстонцев. «Проблема всей Центральной Европы состоит в том, что тамошнее общество достигло определенного кризиса. Здесь все-таки большинство людей верит, что будущее окажется лучше, чем настоящее. В Чехии это давно уже не так. Там много людей, утверждающих, что лет 20 назад ситуация была получше».

Идею своей докторской диссертации Тинтера почерпнул в 2009 году в Нарве, где обратил внимание на гигантский пустующий производственный комплекс Кренгольма.

«Если использовать эти здания лишь для нужд самих нар–витян, население города следовало бы удвоить», – полагает он. «Я начал вникать в проблему и понял, что искать решение для одного региона бессмысленно, поскольку проблема является структурной».

В конце концов руководство города Валга проявило повышенный интерес к миссии Тинтера. Таким образом он и стал городским архитектором. «Горуправа Валга осознает, что пустующие и разваливающиеся здания являются проблемой номер один».

По словам Тинтера, в Эстонии на квадратном километре территории проживают 30 человек, а в Чехии – 120. «Это означает, что в радиусе 30 километров от всякой деревни располагается город, где проживает не менее 10 000 человек». В Чехии нет таких регионов, откуда невозможно было бы ежедневно ездить в город на работу.

Ключевые слова

Наверх