Отражение. Операция «Кросс»

, Политолог, Тартуский университет
Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Для получения выкупа было бы куда проще похитить более ценное судно с более завидным грузом.
Для получения выкупа было бы куда проще похитить более ценное судно с более завидным грузом. Фото: SCANPIX/REUTERS

Пять версий одной сенсации

История пиратства по крайней мере столь же длинна, как и история мореплавания. В основном корабли захватывают из элементарной жажды наживы, но не являются редкостью и, так сказать, абордажи именем короля.

Предположительный захват судна Arctic Sea летом 2009года, его странные исчезновения и появления, запутанная история его освобождения российским военным кораблем и все прочее привлекло достаточно внимания, но имеет мало вменяемых объяснений. Вся эта история с самого начала напоминает неуклюжую спецоперацию, которую сопровождают постоянные провалы и неудачи.

После долгого молчания и утаивания наконец состоялся удивительно быстрый и решительный судебный процесс, в ходе которого сочли нужным кинуть прессе на растерзание всего одно имя – Ээрик-Нийлес Кросс. Вместе с ним предложили приглаженную историю, которая призвана была убедить, что за операцией Arctic Sea стоял бывший координатор эстонской разведки.

Если оставить в стороне сам сухогруз, его владельцев, возможный груз и сам захват, то интересно было бы поразмыслить над фактом, почему общественности преподнесли именно имя Кросса. Версий тут несколько. Не менее пяти.

Первая  и самая простая – так оно и было. Согласно раздутой в СМИ версии, Кросс использовал эмоционально нестабильного предпринимателя Дмитрия Савинса, подготовил его и втянул в авантюру, потратив большие деньги, купил необходимое спецснаряжение и лодку и послал преследовать почти случайно выбранный лесовоз. Ну вот, а теперь испуганный и несчастный Савинс раскололся, и Кросса вывели на чистую воду.

Честно говоря, поверить в эту историю также трудно, как в легенду о прибалтийских снайпершах в белых колготках. Но вспомните, как старательно через средства массовой информации вбивали в массовое сознание и эту нелепую историю.

Вторая версия звучит также просто, но несколько более правдоподобно. Если предположить, что Савинс действительно смог каким-то образом захватить судно и в конце концов был сам захвачен российскими военными, то теперь ему необходимо на кого-то свалить вину. Вот он и выдумывает историю о себе как о невинной жертве и называет подходящее имя заказчика. Такое, которое удовлетворит дяденьку-следователя. И такое, из-за которого следствие, до сих пор проводившееся в обстановке большой секретности, завершили в срочном порядке, бросив в СМИ имя главного виновника.

Третья версия уже попахивает теорией заговора, но и у нее есть определенное право на жизнь.  Поскольку Кросс, как бельмо на глазу в российских спецслужбах, нужен повод, чтобы на него наброситься. По этой версии, в игру вступает так называемый грузинский след. Мол, Кросс давал грузинским властям слишком хорошие советы, навредив тем самым особым интересам России. Теперь Кросса пытаются облить грязью и заодно дать всем понять, что не стоит дразнить медведя. Савинсу рекомендуют назвать правильное имя или же запускают это имя в обращение от лица Савинса.

Четвертый ход мысли несколько напоминает предыдущий, но он намного сложнее, и потому его еще сложнее проверить. Центральным мотивом также является месть Кроссу, но на этот раз за то, что он действительно помешал сделке по продаже вооружений.  Напоминаю, что, согласно одной из версий, Arctic Sea перевозил ракеты,которые должны были по цепочке из нескольких звеньев добраться до Ирана. В случае, если такую сделку сорвали, самое меньшее, что попытается сделать продавец, это дать понять, что ему известно, кто испортил игру. Сделать это нужно деликатно, но больно.

Пятая версия такая же туманная, как и остальные. Для того чтобы скрыть неудавшуюся спецоперацию, в срочном порядке наняли шайку искателей приключений, в том числе Савинса, доставили на корабль и приказали изображать захватчиков. Имя Кросса как якобы заказчика пришили сбоку белыми нитками просто, так сказать, для красоты. То, что таким образом можно дискредитировать как Кросса, так и Эстонию в целом, это просто приятный бонус к плохой в остальных отношениях игре.

Ну и как же можно обобщить все эти версии?

Я бы поверил в то, что речь идет о банальном захвате судна, если бы российские власти всеми правдами и неправдами не скрывали корабль и его команду после освобождения. Кроме того, для получения выкупа было бы куда проще похитить более ценное судно с более завидным грузом в каком-нибудь менее подконтрольном месте, чем кишащее кораблями Балтийское море.

Так или иначе, а использование в игре имени бывшего эстонского разведчика, а позднее грузинского советника Ээрика-Нийлеса Кросса выглядит еще более анекдотичным финалом и без того неудачной спецоперации.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх