В воскресенье в странах ЕС завершились выборы в Европарламент. Предварительные результаты свидетельствуют о том, что хотя крупнейшие партии Европарламента — правоцентристская "Европейская народная партия", левоцентристский "Прогрессивный альянс социалистов и демократов" и либеральный "Альянс либералов и демократов за Европу" — останутся лидирующими, все же часть мест они уступили евроскептикам. Последние вместе с крайне правыми партиями добились серьезных успехов. Символом "прорыва справа" стал результат "Национального фронта" Марин Ле Пен, которому, по предварительным данным, досталось 22 из 74 французских мандата.
Итоги выборов в Европарламент не изменят курс ЕС, считают эксперты
Курс прежний, но ситуация меняется
По словам руководителя Германского отдела института Европы РАН Владислава Белова, не смотря на успех евроскептиков, в первую очередь, во Франции, Великобритании и Австрии, переломного момента в Европарламенте не будет, так как эти силы не получили большинства мест. "Таким образом, мы видим, что фактически избиратели подтвердили для нынешнего состава Европарламента, для продолжения жестких реформ, которые возглавляет Германия… Да, евроскептики получили дополнительные места, которые никоем образом не меняют в принципе общее соотношение сил в Европарламенте и за партиями, и за депутатами, которые выступают за продолжение реформаторского курса. Есть определенные тенденции, но пока до следующих выборов дойдем, ситуация может меняться. Самое главное, корабль реформы идет вперед и при всех негативных явлениях в тех странах, где это было ожидаемо, тем не менее, общее соотношение сил остается в пользу евроцентристов", — сказал эксперт, отметив, что при этом результаты выборов все-таки свидетельствуют, что евроскептицизм присутствует.
Политолог Павел Святенков полагает, что результаты "Национального фронта" Марин Ле Пен во Франции, Партии независимости в Великобритании, скажутся на внутренней жизни этих государств, но скорее всего не отразятся на функционировании Европарламента в целом. Он пояснил, что хотя эти государства и велики в точки зрения их влияния в ЕС, тем не менее, если посмотреть межпартийный расклад, то понятно, что доминировать будут классические консерваторы.
"То есть влияние евроскептиков, безусловно, растет, прежде всего, в ведущих странах ЕС, в богатых, то есть во Франции, в Британии. И это влияние указывает на кризис тех партийных систем, которые там сложились, указывает на запросы избирателей на что-то новое, они перестают чувствовать разницу между традиционными правыми и традиционными левыми, и поэтому выбирают новых правых, у которых есть альтернативная повестка. Но при этом сам ЕС — достаточно большая и инерционная машина для того, чтобы сразу сменить курс. Поэтому я думаю, что евроскептики, новые правые, националисты, как бы их не называть, пока что в новом Европейском парламенте будут в оппозиции, хотя и в оппозиции влиятельной и оппозиции, явно находящейся на восходящем тренде", — добавил политолог.
Крах европейского мультикультурализма
Святенков также отметил, что эти выборы вновь указали на несостоятельность политики мультикультурализма. "Эта модель себя исчерпала. То есть понятно, что ставка на мультикультурализм не сработала и взлет к успеху националистических партий — это наглядно подтверждает, но новой модели пока не выработано. И я думаю, что сейчас европейцы будут заниматься как раз выработкой этой модели, потому что явно миграция из стран третьего мира надоела европейцам. Люди из стран третьего мира плохо интегрируются в европейские общества, зачастую сразу же садятся на социальные пособия — это все вызывает раздражения", — сказал эксперт.
По его мнению, крах модели мультикультурализма осознают и лидеры традиционных европейских партий, но у них пока нет однозначного рецепта, как исправлять ситуацию. "Думаю, они будут искать этот рецепт, особенно это касается Великобритании, где консервативная партия сейчас пытается отнять голоса у Партии независимости", — пояснил Святенков.