Нарвское горуправление уволило директора Кренгольмской гимназии, выигравшего конкурс и занимавшего должность всего два месяца. Весь сыр-бор свелся к новой кофемашине, с помощью которой руководитель разрядил напряжение, давно копившееся в учительской, пишет «Северное побережье».
В Нарве вспыхнул скандал вокруг увольнения нового директора гимназии
Директор нарвской Кренгольмской гимназии Хенри Калласте не является таковым с 28 мая. Завотделом культуры и образования Нарвской горуправы Виктория Лутус приняла такое решение буквально за день до этого, воспользовавшись правом расторгнуть трудовой договор в течение 4-месячного испытательного срока. Калласте был в должности с 18 марта, прежде победив в конкурсе у дюжины других претендентов. До этого у него был опыт руководства Тапаской русской и Кундаской общей гимназиями.
Конкурс в Кренгольмской гимназии провели после того, как в октябре 2013 года со скандалом уволили директора Геннадия Быкова – из-за утраты доверия со стороны работодателя и причинения недоверия работодателю со стороны третьих лиц. Это произошло вследствие выявленных административных недочетов и на фоне затяжного конфликта с профсоюзами. Быков и по сей день является подозреваемым в уголовном деле о предполагаемом присвоении школьных денег.
Как стало известно, новый директор подписал в финансовом учреждении Citadele документ о полномочии и намерении оформлять договоры лизинга и поручительства. Ни о каких конкретных приобретениях речи в той бумаге не велось, но в гимназии неделю назад появился новый кофейный автомат. Причем информация обо всем этом пришла в горуправление уже через правоохранительные органы.
Часть трудового коллектива Кренгольмской гимназии – 24 человека, в свое время выступавшие против Быкова, а теперь в поддержку уволенного Калласте, – в негодовании пришли за разъяснениями в кабинет завотделом культуры и образования горуправы Лутус. Прозвучали даже слова о невыходе на работу в знак протеста.
Лутус объяснила, что Калласте уволен по причине неудовлетворительного прохождения испытательного срока.
«Конкретно были два момента, по которым мы запрашивали объяснительные от директора, – резюмирует Виктория Лутус в комментарии для „Северного побережья“. – Один момент касался проведения государственных экзаменов, но более принципиальным был тот, что касался подписания директором документов, в которых говорилось о намерениях принимать на школу финансовые обязательства. У него подобных полномочий нет, то есть это является очень серьезным финансовым нарушением. Подобные полномочия есть у нас только у Нарвского городского собрания», – сказала чиновница, напоминая, что ее задача – осуществлять надзор, и именно его отсутствие ставили горуправе в вину во время скандала с предыдущим директором.
Защитники, пришедшие в горуправу, наперебой и на повышенных тонах заявляли, что Калласте подставили. Конкретно называли имя завуча Ирины Янович, которая тоже претендовала на должность. Лутус резонно заметила в ответ, что в роковом документе подпись именно действующего директора, а не кого-то другого.
«Человек, может, что-то нарушил, – в сердцах говорила социальный педагог Кренгольмской гимназии Марина Вечер. – Но он не убил, не ограбил, не изнасиловал, не занимался в своем кабинете педофилией, – а он захотел сделать для коллектива что-то благое. Возможно, был неправ, но почему нет выговора, предупреждения, предписания?»
Лутус объяснила отсутствие права на ошибку у Калласте тем, что «у него есть предыдущий опыт работы директором, и случай слишком серьезный».
Несмотря на то, что работники гимназии активно отстаивали свое право повлиять на решение горуправления относительно их непосредственного руководителя, Лутус заверила, что Хенри Калласте она на работу не вернет. Будет проведен новый конкурс.
После увольнения директора его должность временно занимает, следуя уставу гимназии, завуч, но Ирину Янович Калласте уволил прямо к концу своего последнего рабочего дня. В комментарии для «Северного побережья» он сказал, что временно руководить смогла бы старший учитель Светлана Виссарионова, преподаватель математики.
Калласте не скрывает, что с завучем не задались отношения ни у него, ни у части коллектива, а основанием для ее увольнения стало якобы невыполнение распоряжений, непредставление требуемых документов. Впрочем, теперь уже экс-директор не исключает, что Янович сможет каким-нибудь образом вернуться к работе: «Я не верю, но говорят, что Нарва – это как государство в государстве и здесь все возможно».
И все же Калласте надеется, что ему разрешат продолжить руководить Кренгольмской гимназией. Он рассказал, что пришел два месяца назад в очень запущенное учреждение: «Люди просто боялись друг друга. Боялись кучковаться в пять-шесть человек, потому что это было запрещено, в этом раньше видели сговор. Были и привилегированные. Я же взял политику, что все равны – начиная от уборщицы, кончая директором».
Говоря о роковой кофемашине, Калласте признал, что эту ситуацию действительно можно трактовать двояко. Он объяснил, что от своего личного имени взял аппарат в аренду на три года – по 38 евро в месяц плюс НСО. Учителя добровольно собирают по 0,5 евро за кофе.
«Это все сделано по инициативе тех же учителей, которые хотели вернуться в учительскую и жить нормально, как люди», – сказал экс-директор.