/nginx/o/2010/06/27/393808t1h4b66.jpg)
Бразаускас был крупным политическим деятелем
В воскресенье у себя дома после тяжелой болезни скончался Альгирдас Бразаускас, который был важным политиком не только для Литвы — в конце 1980-х годов он символизировал стремление к независимости всех трех государств Балтии. С именем человека сделавшего карьеру в компартии, но прославившегося как литовский патриот, связаны многие переломные события — выход компартии Литвы из состава КПСС и быстрые шаги литовцев в сторону независимости.
В самом начале его карьеры об этом не было и речи — Бразаускас десятилетиями делал успешную карьеру в коммунистической партии, но в конце концов в качестве президента Литвы сделал первые шаги в сторону Европейского Союза и НАТО, он же возглавлял литовское правительство в 2004 году, когда все три балтийских государства вошли в состав обеих организаций.
В условиях политической раздробленности Литвы его долгий срок пребывания на посту премьер-министра также является большим достижением. Уместно будет вспомнить и то, как политик, сначала отказавшийся от второго президентского срока, в начале 2000-х годов уверенно вернулся в активную повседневную политическую жизнь.
По мнению политолога Андреса Казекампа, именно Бразаускас был тем человеком, который забил гвоздь в крышку уже готового гроба СССР. А именно, в декабре 1989 года руководимая Бразаускасом компартия Литвы первой из республиканских филиалов КПСС сообщила о выходе из ее состава, т.е. из московского подчинения, что в контексте развала СССР имело знаковое значение. В любом случае балтийские соседи Литвы многим обязаны тогдашней смелости литовцев. Эти шаги к независимости, кажущиеся сегодня такими простыми, в то время не были сами собой разумеющимися.
Из тех, кто в годы президентства во многом были координаторами этих шагов, после смерти Бразаускаса остался лишь первый латвийский постсоветский президент Гунтис Ульманис. Третий балтийский постсоветский президент Леннарт Мери скончался в 2006 году.
Понятно, что Бразаускасу, прожившему столь длинную активную политическую жизнь, пришлось выслушивать не только похвальбы в свой адрес — его близость с коммунистами продолжалась и в годы независимости Литвы. Уже в солидном возрасте он выучил английский язык, что позволило ему успешно представлять Литву на международной арене.
Бразаускас был не только великим политиком периода восстановления независимости Литвы, но в прямом смысле этого слова крупным и импозантным деятелем. Он беспрецедентно долго оставался активным политическим деятелем, и хотя его коммунистическое прошлое оставило свою печать, это не пугало большую часть литовских избирателей.