Вскоре министерству все разъяснили, и теперь, в соответствии с принятыми в конце мая поправками к закону, оно получило право решать, кто «иностранный агент», и превентивно останавливать деятельность таких враждебных по отношению к народу организаций.
Как уже было сказано вначале, принятый несколько дней назад «закон о втором гражданстве» предусматривает, что граждане России, имеющие паспорт другой страны, отныне обязаны официально уведомлять об этом российские власти. Тех, кто этого не сделает, ждет штраф до 4000 евро, причем в уголовном, а не в административном порядке.
Закон не касается российских граждан, постоянно проживающих за границей, но зато он затрагивает тысячи граждан Эстонии, живущих в России – Печорах, Санкт-Петербурге, Москве и в других местах, большинство из которых, как известно, имеют и российские паспорта.
Опять же, как в случае с императивным мандатом, вроде бы ничего особенного: почему бы нет, государство просто хочет знать, кто имеет паспорт какой-нибудь другой страны. Но не в современной России.
Некоторые депутаты Госдумы, изображая плюрализм, задавались вопросом: для чего этот закон вообще нужен, если государственным чиновникам уже запрещено иметь второе гражданство.
«Для того чтобы в кризисной ситуации спецслужбы могли принять соответствующие меры», – простодушно ответил ветеран спецслужб Андрей Луговой – тот самый Луговой, которого Великобритания обвиняет в отравлении Александра Литвиненко полонием. Какие меры он имел в виду – арест, интернирование или гуманную высылку – этого Луговой не уточнил.
Это лишь некоторые из многочисленных небольших и значительных шагов, которые сделала Россия в последнее время, идя по «третьему пути».
Когда находишься в России и наблюдаешь за всем этим по профессиональной необходимости, время от времени возникает желание поинтересоваться у всех этих практикующих демократическую риторику политиков и журналистов в странах Балтии и в остальной Европе, которые пытаются объяснить нам, что «все далеко не такое черно-белое» и что «Россия тоже имеет право», – а вы сами все это учитываете?
В противном случае, когда нет четкого ответа, возникает подозрение, что с моралью и ценностями что-то не в порядке.