Фёдор Берман концентрирует управление BLRT Grupp в Таллинне и обновляет стратегию судостроения, чтобы вывести из убытков концерн, работающий в семи странах.
Берман спасает завод в Литве
Преимущественно литовский судостроительный завод Western Baltija Shipbuilding в прошлом году принес самому влиятельному промышленному концерну Прибалтики убыток в почти 15 миллионов евро. Крупный владелец предприятия видит спасение в новых приемах управления.
«Некоторые члены правления BLRT Grupp считают верным закрыть направление судостроения в Литве, поскольку убытки прошлого года огромны, но они не учитывают то обстоятельство, что промышленному предприятию требуется много времени, чтобы начать показывать хорошие результаты, - сказал председатель правления BLRT Grupp Федор Берман. – Начиная с 2001 года, мы инвестировали в Литву около 150 миллионов евро и должны очень внимательно к этому относиться».
Оборот BLRT Grupp за прошлый год составил более 378 миллионов евро, что на два процента больше, чем годом ранее. Убытки размером почти в 15 миллионов евро снизились на 15%, но этот результат не удовлетворяет владельцев концерна.
Штаб-квартира собирается в Таллинне
С помощью матричной системы управления Берман хочет гарантировать, что предприятия, работающие на снижающихся рынках, и в дальнейшем могут использовать ряд важных услуг, предоставляемых внутри концерна, которые ими раньше дублировались. Например, судоремонтные заводы в Эстонии, Финляндии и Литве, принадлежащие BLRT Grupp, начали конкурировать между собой за получение выгодных заказов, что, конечно, было в интересах каждого отдельного завода, но вредило самому концерну.
Таким образом, пришлось отказаться от идеи, принятой во время стремительного развития концерна, о том, что каждое приобретенное промышленное предприятие должно работать во главе с тем же руководством, которое изначально сформировалось в стране, в которой работает предприятие, ведь, предположительно, оно знает и рынок и обстановку лучше, чем кто-либо другой. Придерживаясь этой идеи, в литовской судостроительной фирме сменилось три директора, но экономические результаты не улучшились.
С помощью матричного управления Берман надеется сохранить работу 4000 людей в порядка 60 предприятиях концерна. Два года назад BLRT Grupp принадлежало более 80 предприятий. «Доверие к руководителям на местах есть до сих пор, но координирование будет исходить из Таллинна, - отметил он. – Мы знаем людей в Таллинне лучше, да и штаб-квартира собирается здесь. Количество «белых воротничков» в Таллинне не увеличится, так как мы занимаемся оптимизацией управления».
Первое предприятие BLRT Grupp, начавшее использовать матричную систему управления – Elme Metall, чьи предприятия в Финляндии, Эстонии, Латвии, Литве, Калининграде и Польше управлялись из Таллинна еще до начала экономического кризиса.
Огромные убытки принесли за собой не только новую модель управления, но и изменения в стратегии судостроения. Раньше завод в Литве готовил для датских судостроителей более 60 000 тонн корпусных блоков в год для строительства стандартных контейнерных судов. Это были крупные комплексы с мебелью и трубами, которые заказчик по принципу лего составлял у себя на месте.
Теперь объем перевозок по всему миру значительно снизился и находящийся в Дании завод остановил производство. Заказы на крупные контейнерные суда переместились в Китай, Сингапур и Южную Корею, где судоверфи могут предложить заказчику более низкую цену.
С Азией соревноваться трудно
«Мы можем конкурировать с азиатскими верфями, если будем производить высокотехнологичные специализированные суда, такие как дноуглубительные, рыболовные и исследовательские суда, - сказал Берман. - Мы должны смириться с неизбежным, что все крупные суда построят в будущем в Азии».
Недавно построенный по принципу «под ключ» на литовской судостроительной верфи рыболовный траулер Gitte Henning, длиной в 86 метров, принадлежит к тем судам, заказы на строительство которых BLRT Grupp надеется получить и в будущем.
Мощности компании позволяют изготавливать суда длинной до 100 метров, по этой причине, например, строительство круизных судов – бизнес недостижимый.
Работающий в Таллинне судоремонтный завод показывает до сих пор хорошие результаты и будущее этой верфи кажется безоблачным.
В то время как в прошлом финны предпочитали свои суда, даже несмотря на высокие цены, ремонтировать на родине, то теперь и для них цена стала первоочередным фактором. Когда Neste продал свой танкерный флот, новые владельцы стали для ремонта искать новые места. Наибольшую конкуренцию для европейцев в сфере судоремонта предлагает Турция, чье правительство дотирует судоремонтные компании.
Украинский кризис напрямую на бизнес BLRT Grupp не повлиял, поскольку бизнес предприятия находится вне зоны нападения сепаратистов, в Днепропетровске. Тем не менее, на восточном рынке приносит вред обесценивание местной валюты.