Эстония — лидер по разнице зарплат

Copy
Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Дом — для женщины, работа — для  мужчины. Эта модель ра­ботала долго, но, похоже, пришло время  пересмотреть ее.
Дом — для женщины, работа — для мужчины. Эта модель ра­ботала долго, но, похоже, пришло время пересмотреть ее. Фото: Пеэтер Кюммель/Sakala

Министерство социальных дел представило результаты исследования гендерного неравенства в Эстонии. Как выяснилось, в нашей стране самая большая в ЕС разница зарплат между мужчинами и женщинами.



Согласно результатам исследования, разница в заработной плате между мужчинами и женщинами в Эстонии — 30 процентов, в то время как в среднем по ЕС эта разница составляет 17 процентов.

Исследование также показало, что рынок труда Эстонии больше других в ЕС разделен на «мужские» и «женские» профессии, а русскоязычные женщины — в плане дискриминации беззащитнее других.

Главный специалист отдела по проблемам неравенства полов Минсоцдел Кристьян Веске считает, что в русско­язычной среде проблема дискриминации слабого пола стоит острее потому, что среди русскоговорящих традиция разделения ролей по полам гораздо прочнее, чем среди эстонцев.

Нуждаются в защите

«Русскоязычное население — это та целевая группа, с которой мы хотим работать больше, чтобы добиться успеха», — сказал Веске.

«Если делить людей по половому признаку, статусу в обществе и уровню достатка, тогда на самом высоком уровне будут мужчины-эстонцы, далее следуют — женщины-эстонки, на третьем месте — русские мужчины и на четвертом — русские женщины.

И это как раз из-за того, что они чаще других сталкиваются с дискриминацией. Русские женщины — самая ранимая группа населения в Эстонии, и они больше всего нуждаются в защите», — сказала социолог Ирис Петтай.

По ее словам, одним из объяснений такой тенденции может являться тот факт, что русские семьи более сплоченные, семейственность и традиции ценятся высоко.

«Так, в выходные дни семья собирается вместе, и не только родители и дети, но и дедушки-бабушки, тети-дяди, а в такой большой семье и социальный контроль сильнее, и стереотипное мышление сохраняется дольше. Женщина в семье, как правило, занимает более низкую позицию», — сказала Петтай.

«Эстония всегда больше была под влиянием Европы и Северных стран. А русскоязычные люди находятся под влиянием русской культуры, где свобода и эмансипация женщины — меньший приоритет», — добавила она.

Основная часть «Мониторинга о гендерном равноправии 2009» была посвящена таким темам, как труд и совмещение работы с семейной жизнью, с учетом разницы в зарплатах, разделении рынка труда, домашних обязанностей. Также были исследованы темы насилия в семье и проституции.

Остается только мечтать

По словам Кристьяна Вес­ке, это уже третье подобное исследование. Первое было проведено в 2003 году.

«В ходе исследований мы затрагивали разные аспекты неравенства полов, но в целом результаты мониторингов не сильно изменились. Все аспекты, которые мы затронули в исследовании — разница в зарплатах, разделение рынка труда, проституция, насилие в семье — это симптомы, которые свидетельствуют о том, что проб­лема полового неравенства имеется уже долгое время», — сказал он.

Ирис Петтай уверена, что пока о реальном равенстве полов мы можем только мечтать. По ее словам, такая тенденция характерна для всего мира. «Все дело в разделении ролей. Считается, что женщина должна заниматься домом, семьей, детьми. А мужчины работают на государство.

Эта модель работала очень долго, и многие века это было оправдано. В современном обществе женщина справляется со всеми профессиями. Она может быть министром, пожарным, летчиком. Мир идет к этому, но медленно, потому что стереотипы живучи», — сказала она.

По мнению Петтай, стереотипы приводят к серьезным последствиям — например, когда женщина воспитана по старой модели, в случае развода она зачастую остается одна с детьми, без хорошей профессии, образования, карьеры. «Брак рушится, а такая женщина — никто на рынке труда. Самая большая нищета как раз среди матерей-одиночек», — констатировала социолог.

Поскольку работодатели зачастую предпочитают не обремененных детьми работников, то найти работу, которая позволит матери-одиночке прокормить семью, очень сложно.

Если повезет, она найдет работу с частичной занятостью и маленькой зарплатой. «Это огромная дискриминация. Общество должно защищать женщин с маленькими детьми и гарантировать им стабильность и защиту», — сказала Петтай.

«Надо воспитывать девушек так, чтобы они знали, что тоже могут сделать карьеру, а мужчин готовить к тому, что обязанности по дому можно разделить поровну. Наша эстонская модель такова, что даже если женщина успешна, на ней лежит дом, дети, и это огромная нагрузка.

Равноправие должно быть и дома. Мужчина тоже может убирать, мыть посуду, ходить в магазин. Примерами для нас могут быть Финляндия и Швеция», — заключила она.

Мониторинг 2009 года был организован при поддержке Европейского социального фонда по программе «Продвижение гендерного равноправия 2008-2010». Опрос, в котором приняли участие 1517 человек в возрасте 15-74 лет, проводила фирма Turu-uuringute AS.

Комментарии
Copy

Ключевые слова

Наверх