Cообщи

Золото земли Кулламаа

Обращаем ваше внимание, что статье более пяти лет и она находится в нашем архиве. Мы не несем ответственности за содержание архивов, таким образом, может оказаться необходимым ознакомиться и с более новыми источниками.
Copy
Фото статьи
Фото: Вера Копти

Здесь, конечно, не добывают этот благородный металл, но в полях полно цветов ярко-желтого цвета, а старая легенда гласит, что в золотой слиток превратились змеи, однажды напавшие на путника, когда тот бесстрашно кинул в них камень. Есть в Кулламаа и две жемчужины – церковь святого Иоанна и замок Колувере. О них наш рассказ.

Но прежде всего – о том, где находится Кулламаа. Если ехать по трассе от Сауэ по направлению к Виртсу – паромной переправе на Сааремаа, то с правой стороны увидите указатель, куда нужно повернуть. Административно это волость в Ляэнеском уезде. А дорогу к церкви Святого Иоанна покажет любой местный житель. Только не забудьте, что по-эстонски церковь называется Püha Johannese kirik. Так и спрашивайте.

На поляне перед церковью вы сразу заметите современные памятники из черного гранита – дань уважения жителей волости Кулламаа своим знаменитым землякам. Среди имен, высеченных на камнях, привлекают внимание два: Александр Ливенталь, пионер швейцарской авиации, отец которого родился в Ляэнемаа, и Ульрих Браше, один из первых эстонских летчиков и владельцев частных самолетов, появившийся на свет в Кулламаа, а умерший в далеком Чили. Но церковь уже открыта, и пастор Лембит Таммсалу ждет у двери.

Артефакты семнадцатого века

Свой современный вид церковь приобрела в девятнадцатом столетии, но родом она из далекого тринадцатого. В отличие от многих, кулламааская церковь ни разу не горела, и эта счастливая судьба помогла сохранить и скромный деревянный алтарь, и пышную резную настенную эпитафию, и уникальную крестную перекладину, относящиеся к концу XVII века.

Алтарь вырезал местный плотник, а алтарная картина с изображением Христа – более позднего времени, она датируется 1860 годом. «Это самый старый из алтарей, сохранившихся в эстонских действующих церквях», – говорит пастор. Показывает он и другие артефакты: церковный несгораемый сейф из... камня, где хранились пожертвования прихожан, и крестильную чашу.

Пол церкви покрыт старинными стершимися надгробиями. На многих очертания фигур едва угадываются: за четыреста лет их истоптали башмаки прихожан. Наиболее хорошо сохранившейся плите придано вертикальное положение, и с нее на нас взирает широконосый, узкоплечий, одетый в камзол и туфли с пряжками господин с пышными волосами и благочестиво сложенными руками. У его ног два изображения: рыцарский шлем и череп со скрещенными костями. Вечная мысль о тленности всего сущего в подлунном мире вполне современна.

Вот знакомое имя: на органе в этой церкви в годы своей юности играл известный композитор Рудольф Тобиас, когда был еще не известным композитором, а одержимым музыкой юношей. Его отец, церковный староста, пускал сына помузицировать, так сказать, по знакомству. Тобиас умер в Берлине, но в 1992 году его прах доставили из Германии сюда, на родину предков, и похоронили на местном кладбище.

Есть в церкви и могила, обнесенная оградкой. Здесь покоится прах загадочно умершей в соседнем замке Колувере принцессы. Звали принцессу Августа Каролина Фридерика Луиза Брауншвейг-Вольфенбюттельская.

Таинственная жизнь, загадочная смерть

И началась, и закончилась эта история во время правления Екатерины II, когда принцесса Августа и ее супруг были посланы прусским королем ко двору российской самодержицы, так сказать, с дипломатическими целями. Командировка завершилась трагически. И так не ладившие между собой супруги были разлучены окончательно: императрица отправила принца в Выборг, а Августу Фридерику пригрела было при дворе, но вскоре сменила милость на гнев и сослала и ее. Почему? Неизвестно. Куда? Правильно, в теперешнюю волость Кулламаа. О том, куда делись четверо детей, рожденных в этом несчастливом браке, история умалчивает.

С 1771 года находившимся в Кулламаа замком Лоде, который позже получил название Колувере, владел Григорий Орлов, фаворит Екатерины II. После его смерти в 1783 году Екатерина поручила владельцу соседнего имения барону фон Польманну выкупить замок у наследников Орлова. Неужели это было сделано только для того, чтобы сослать сюда Августу Каролину? Видимо, царица считала, что замок будет идеальной тюрьмой.

Мы никогда не узнаем, что происходило между опальной принцессой и ее знатным тюремщиком, но легенд то о жестоком насилии со стороны барона, то, наоборот, об их страстной любви много, несмотря на то, что барону было уже за шестьдесят, что в то время считалось преклонным возрастом. По некоторым источникам, принцесса умерла в 1788 году от осложнений, вызванных выкидышем, но есть и совсем жуткая версия: злодей Польманн объявил ее умершей и вместе с новорожденным младенцем заживо заколотил в гроб.

Как мы уже знаем, похоронена принцесса в церкви Святого Иоанна. И, заметьте, не на церковном кладбище, а с почестями – в самом здании. Почти через десять лет Екатерина II снова вспомнила о замке Колувере как о месте заключения. В этот раз она возмечтала заточить туда своего сына и наследника престола Павла. Однако этому плану не суждено было сбыться.

Замок белокаменный на брегу реки

Колувере находится недалеко от кулламааской церкви. Едем туда. Как только не называли этот величественный замок! Лоде, Лоден, затем на русский лад – Коловерь. Его строительство датируется первой половиной XIII века. Хозяевами замка были представители дворянского рода Лоде, отсюда и первое название. Красивый замок-крепость возвышается на искусственном острове, намытом в долине реки Лийви, через которую перекинуты живописные мосты.

Во время Ливонских войн и конфликтов между немецкими баронами и Сааре-Ляэнемааским епископом замок переходил из рук в руки, неоднократно горел, разрушался. Есть сведения, что в XIV веке в замке, который не был тогда столь большим, как сейчас, недолго располагался женский монастырь. Нынешний вид замок приобрел в XV веке при епископе Винрихе фон Книпроде, который повелел начать работы по перестройке и укреплению.

В 1787 году замок Колувере перешел в собственность Фридриха Вильгельма фон Буксхёвдена. По некоторым свидетельствам, Наталья Александровна Буксхёвден, в девичестве Алексеева, считалась незаконной дочерью Екатерины II и Григория Орлова.

После пожара 1840 года замок восстановили в модном в то время неоготическом стиле: с зубчатыми башнями и стрельчатыми проемами. Во время революции 1905 года замок был сожжен дотла, после чего владельцы отказались от псевдоготических украшений и вновь придали стенам средневековый пуританский облик.

Поместье оставалось в собственности семьи Буксхёвден вплоть до 1919 года. Позднее здание было экспроприировано первой Эстонской Республикой, и там открыли школу для трудновоспитуемых подростков, а в советское время замок вообще был превращен в колонию для малолетних преступников.

Потом был небольшой период, когда в Колувере отмечали юбилеи и свадьбы, а в 1963 году здесь открыли психиатрическую клинику на 250 мест. Уже после восстановления независимости Эстонии больных перевели в построенные неподалеку новые корпуса, и замок был выставлен на продажу.

Встреча с хозяйкой замка

«Впервые пью кофе с настоящей хозяйкой настоящего замка!» – вздохнул коллега-журналист, когда нас пригласили на чашечку кофе. Дело в том, что хотя в программе посещения журналистами достопримечательностей Ляэнемаа Колувере значился, до последнего момента велись переговоры с сегодняшними собственниками: пускать нас или не пускать. Был шанс, что мы просто посмотрим на замок с моста и удалимся восвояси, что было бы, конечно, не очень интересно. Но Тийна Рейвик решила все-таки показать нам некоторые готовые помещения.

Замок сейчас находится в собственности частных лиц – двух супружеских пар, которые не покладая рук и финансов приводят его в порядок. Здесь будет отель на 25 роскошных номеров, ресторан, конференц-залы, место для праздников и торжеств. Полтора года назад завершились работы в цокольном этаже, где расположен банный комплекс.

Три года ушло на реализацию проекта «Охота, еда и отдых в замке Колувере», профинансированного Европейским фондом регионального развития и EAS (Фонд содействия развитию предпринимательства).

Спрашиваем Тийну, нет ли в замке привидения. «Есть, – с улыбкой отвечает хозяйка замка. – Правда, его никто не видел, но стоны по ночам слышны часто». Свободного доступа в замок не будет, о визитах придется договариваться, и не факт, что вы договоритесь. Кажется, что это подход неверный, потому что слухами земля полнится: после осмотра внутренних красот импровизированные туристы запросто могут вернуться в замок в качестве клиентов для проведения банкета или свадьбы.

***

И, в завершение рассказа, милый кладбищенский курьез. Вернемся назад, к церкви Святого Иоанна, найдем на церковном кладбище замшелый крест в круге и попытаемся прочесть: «Sitta Kodt Matz, 1621» (Матс с мешком экскрементов). По легенде, здесь похоронен крестьянин по имени Матс, который бродил по проселочным дорогам с большим мешком, в который собирал лепешки конского навоза. Он удобрял ими свои поля, добился тем самым высокого урожая ржи и разбогател до такой степени, что был похоронен в церковном саду. По другой, более прозаичной и приличной версии, на старошведском эти слова значат что-то вроде «Покойся с миром».

Поездка по историческим местам Ляэнемаа организована управой Ляэнеского уезда.

Наверх